Звезды

Юрий Лоза о деле «Гоголь-центра»: Сейчас же не 37-й год, не за убеждения сажают

Музыкант удивляется тому, как быстро коллеги Кирилла Серебренникова сделали выводы, встав на его защиту
Юрий Лоза

Юрий Лоза

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Следствие по делу о хищениях в театре Кирилла Серебренникова и внезапные обыски мгновенно стали самым обсуждаемым событием в культурной среде. Тяжелая артиллерия в лице влиятельных коллег худрука и директора «Гоголь-центра» в тот же день встала на его защиту.

Сегодня только ленивый не говорит о происходящем. В своем популярном блоге музыкант Юрий Лоза задался вопросом: «Да и что все так взвились? Дело абсолютно уголовное, к творчеству отношения практически не имеет, соответственно, упирать на заслуги Серебренникова перед искусством слегка некорректно. И если подобное обращение не является давлением на следствие, то что же это тогда?».

Музыкант продолжил свою мысль в комментарии для «КП», вопросов стало еще больше:

- Если ты не знаешь ничего, то чего писать петиции, составлять какие-то обращения? Ребят, никто ничего не знает, идет следственный процесс, - подчеркивает Юрий Лоза. - И сейчас поддерживать кого-либо и кричать, что он абсолютно не виноват? А если виноват? А как потом людям в глаза смотреть? Сейчас же не 37-й год, правильно? Сейчас же не за убеждения сажают? Если пришли, то пришли по уголовному делу. А если выяснится, что виноват, а ты кричал: «Знаю его лично, он честный человек!»? Получается, что тоже замазан. Люди, которые пишут петиции, не понимают, что они могут оказаться в очень некрасивой ситуации. Всякое бывает в этой жизни, вдруг выяснится, что он связан с коррупционным скандалом или кражей денег? Как потом будешь в глаза людям смотреть? Они подумают, что ты такой же, как-то завязан, что ты каким-то образом поимел что-то с этого.

Я не понимаю деятелей культуры, которые вот так опрометчиво, не пытаясь даже разобраться, что происходит, тут же начинают защищать. Это называется цеховая солидарность. Но цеховая солидарность мажет всех, сразу всех делает причастными. Неужели непонятно? Можно было составить другое обращение, другого типа. Что такое «обыск помешал рабочему процессу?». А как проводить обыск? Заранее предупредив? Ну это же бред! Творческий человек и ты умеешь складывать слова в предложения, ну посмотри, что получится из твоих слов.

Я не знаю, что там происходит, у меня нет к этому никакого отношения. У меня есть отношение только к петиции, которую подписала куча народа, не пытаясь даже разобраться в том, что происходит и не имея об этом ни малейшего представления.

Они же не знают, виноват он или нет. Они кричат, что он столько уже сделал для страны, что, в принципе, это уже не имеет значения. По их петиции так получается, мол, он столько поставил хороших спектаклей, столько фильмов разных снял, что его уже и судить за воровство нельзя? Как же нельзя? Можно! А они кричат, что нельзя. Что за глупость такая? Гений и злодейство совместны! Об этом еще Пушкин писал. И Сальери мог подсыпать Моцарту яду. Почему? Потому что каким бы он не был гением, но гений и злодейство могут совмещаться в одном человеке. И сколько у нас людей проходило по этим процессам, связанных с воровством? Талантливейших режиссеров, актеров и так далее? Они попадали в совершенно разные ситуации. Они были и убийцами, и ворами, и кем-угодно. Такое было и всегда встречалось в мире. Почему сразу кричать, что он не виноват априори только потому, что он талантлив? Талантлив? Здорово! Следствие разберется, а потом и скажет. Если там будут какие-то перегибы на местах, какие-то наезды в сторону творчества, то можно составлять петиции и кричать на каждом углу, что это недопустимо. В этом я согласен. А когда идет уголовный процесс по воровству, ты при чем? Ты же не знаешь, ты там не был! Как это выглядит со стороны? Как можно связывать талантливость режиссера и кражу денег? Я говорю не о том, украл Серебренников или нет. Теоретически может такое быть? Он же человек, ничто человеческое ему не чуждо. В определенных ситуациях даже я могу украсть, если это нужно для спасения кого-то или чего-то. Мы же не знаем, какая ситуация там была и как она развивалась? Как можно сейчас вставать на защиту и принимать какую-то сторону?

Ну и что, что Серебренников! У нас что, есть неподсудные люди? Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло? Если мы говорим о правовом государстве, где закон — диктат, ну раз пришли связанные с законом органы с проверкой, почему нет? Что, Серебренникова проверять нельзя и допрашивать нельзя только потому, что у него такие друзья, только потому, что он со всеми знаком, со всеми работает? Что, его трогать нельзя теперь? Почему руки прочь? Это же следствие. Не имеет право допросить и разобраться в вопросе краже? Тут не про Серебренникова разговор, а про поведение нашей культурной тусовки. Они тут же пытаются подсунуть идеологию, искусство. Ребята, там простое воровство. Сначала давайте разберемся с воровством, а потом будем кричать об искусстве. К нему же нет ни одной претензии по поводу театральной деятельности, на ниве самих постановок. Нет об этом разговора вообще. А они пытаются подменить одно понятие другим.