Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество9 июня 2017 22:00

«Я знаю, что вы будете читать этим летом...»

Учителя отправили своих подопечных на каникулы, снабдив толстенным списком литературы. Осилят ли его дети за три месяца? [инфографика]
Врачи и физиологи вообще уверены: до определенного возраста заставлять детей читать вредно!

Врачи и физиологи вообще уверены: до определенного возраста заставлять детей читать вредно!

Фото: Евгения ГУСЕВА

Обычно в этот перечень входят произведения из школьной программы, чтобы ребята могли познакомиться с ними заранее. Хотя тут тоже еще вопрос, когда школьнику комфортнее читать того же Толстого - во время учебного года, отвлекаясь на уроки и домашние задания по другим предметам, или же летом, когда в голове ветер, а на улице благодать. Кроме школьной программы, учителя обычно стараются включить в этот перечень и книги для общего развития.

100 ТОМОВ, И БЕЗ ВОЗРАЖЕНИЙ!

Один из самых известных перечней, на которые ориентируются педагоги при выборе литературы на лето, - это список из 100 книг, «которые должен прочитать каждый школьник», рекомендованный Минобрнауки. Этот набор довольно хаотичен: от повестей про Незнайку и Дядю Федора до «Анны Карениной» и «Калевалы».

- Учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением! - уверен председатель Гильдии словесников Сергей Волков, учитель литературы. - С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это «море» и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. Многие произведения в школе даются «на вырост». В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс зацепить всех.

Внимание! Весь этот огромный перечень - совершенно не обязательный, несмотря на слово «должен» в названии. Это скорее ориентир для родителей - что интересного можно подсунуть почитать ребенку.

ДЛЯ СОСЕДА ПО ПАРТЕ

Узнать, а какие книги порекомендовали бы друг другу сами подростки, решили организаторы читательской олимпиады PROчитай. Участники не просто писали эссе о разных произведениях, но и оставляли рекомендации, какие книги еще стоит почитать сверстникам на выбранную тему. В результате получился список из 500 произведений, который удивил даже взрослых:

- Список состоит из русской и переводной литературы примерно 50 на 50 процентов. В основном современной, - рассказывает Екатерина Асонова, один из организаторов олимпиады, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов (ИСП) МГПУ. - Встречаются и программные произведения, например, «Преступление и наказание» Достоевского. Есть и абсолютно детские книги - те же «Приключения Незнайки». Хулиганских книг в этом перечне минимум. И, кстати, почти нет Гарри Поттера!

Кстати, то, что подростки предпочитают зарубежных авторов - тенденция далеко не современная:

- Еще на рубеже XIX - XX веков преподаватели гимназий жаловались на то, что современные дети предпочитают зарубежную литературу, - отмечает Елена Романичева, руководитель Московского отделения Русской ассоциации чтения.

Полный список - на сайте олимпиады http://читательская.рф.

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ МИНИМУМ

Врачи и физиологи вообще уверены: до определенного возраста заставлять детей читать вредно! И дело не в том, что от книг якобы испортиться зрение, - чтобы справиться с положенным объемом литературы, дети вынуждены скользить взглядом по строчкам, не особенно вникая в содержание. А мы потом удивляемся: чего это они смотрят в книгу и видят фигу? Конечно, откуда тут взяться любви к чтению!

- Первоклассники вообще очень медленно и довольно сложно читают. Почти 60% детей имеют трудности чтения! - дает статистику академик Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. - Навыки чтения формируются от 1-го к 4-му классу, у первоклассников их вообще пока нет. Даже те, кто хорошо читает, делает это медленно - потому что ребенку нужно не просто пробежать глазами страницу, а извлечь оттуда информацию.

Поэтому грузить детей в начальных классах литературой на лето не стоит - пусть лучше они прочитают меньше книг, зато лучше их усвоят.

- Вслух такое количество литературы прочитать невозможно, поэтому мы заставляем ребенка читать про себя, - продолжает Марьяна Михайловна. - Но этому ребенка тоже никто не учит! Более того, стандарт дошкольного образования не предполагает обучения чтению. Школа этим тоже не занимается, она хочет получить уже читающего ребенка. И вот ребенка как могут учат читать его родители, которые сами читают так же плохо! Потому что родители учились в тот период в 80-х, когда требовалось только скоростное чтение.

А СОВРЕМЕННИКИ ГДЕ?

Отношение к тому, что читать школьникам, сейчас двойственное. С одной стороны, дети обязаны любить читать, и никак иначе. А с другой стороны, должны перечитать все те же книжки, что и их родители-бабушки-дедушки (логично же, иначе о чем с ними вообще разговаривать старшему поколению). Как эти два посыла уживаются вместе, не очень понятно - нынешним школьникам может быть непросто проникнуться сюжетными перипетиями, которые так задевали сердца их сверстников 30 - 40 лет назад.

А вот современные книжки, которые написаны о близких подросткам вещах и понятным им языком, часто остаются вне их круга чтения. В течение учебного года загрузка у них и так высока, успеть бы программу осилить. А летом - все те же добровольно-принудительные списки. Волей-неволей вспоминается чей-то простой совет: чтобы дети любили книги, дайте им выбор, свободное время и оставьте их в покое.

Какую литературу рекомендуют чиновники и что выбирают сами дети

Какую литературу рекомендуют чиновники и что выбирают сами дети

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Как жить без книги?

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования:

- Первое. Читать важно. Ни один гаджет не заменит вкусной книжки.

Второе. Чтение должно быть в охотку. Зубодробительная «литература» в школе советского периода отвратила от чтения не одно поколение. (Кстати, а откуда взялась фраза о «самой читающей в мире стране»? Никто в 60 - 70-е годы прошлого века, понятно, не проводил сравнительных исследований с другими странами. Скорее всего, отталкивались от тиражей. Так вот напомню - стотысячными тиражами выходили сочинения В. И. Ленина или Л. И. Брежнева, которые тут же отправлялись в шкафы партийных функционеров. Чтивную литературу нужно было либо покупать из-под полы, либо обменивать на собранную макулатуру).

Увы, традиции принудительного чтения сильны и сегодня. Недавно я проводил собеседования с высокобалльниками, поступающими на специальность журналистика. Спрашивал: «Скажите честно, кто-то у вас в классе прочел все тома «Войны и мира»?» Ребята признавались: «Один-два человека из класса осилили».

Пора менять подходы к чтению - как альтернативу смартфонам и планшетам. И пытаться сделать так, чтобы дети получали удовольствие от погружения в книгу. Потому что книжка развивает фантазию, включает различные важные процессы в мозгу. А привычка к чтению - одна из лучших привычек. Так что, дорогие родители, читайте сами (а у нечитающих родителей и дети, скорее всего, ничего, кроме учебников, открывать не будут). От этого зависит успешность ваших детей в жизни!