По данным Ростуризма, от задержек курортных чартеров уже пострадали около 5 тысяч человек.
Фото: Иван ВИСЛОВ
- У нас есть ряд чартерных авиакомпаний, и мы завтра (в четверг, 8 июня. - Ред) с ними проводим совещание в Росавиации, где еще раз предупредим о том, что если будут такие массовые задержки рейсов, то нам придется объявить об этом пассажирам. Нам придется просто пойти на отмену нерегулярных рейсов, - заявил глава Росавиации Александр Нерадько, которого цитирует "Россия сегодня".
Массовые задержки рейсов, о которых говорит чиновник, - это в первую очередь про курортные чартеры авиакомпании "ВИМ-Авиа", входящей в десятку крупнейших перевозчиков России. Проблемы начались еще в конце мая. Рейсы в Сочи, Анталью, болгарский Бургас из Москвы и регионов опаздывали один за другим. Были задержки даже на 19 часов! Пассажиры маялись в залах ожидали, теряли дни долгожданного отпуска...
Авиакомпания объясняет коллапс тем, что три ее самолета слишком поздно прибыли после планового технического обслуживания. Курортный сезон уже начался, а бортов на все запланированные рейсы в итоге не хватило. Чтобы хоть как-то справиться с задержками рейсов, которые шли одна за другой, по принципу домино, "ВИМ-Авиа" решила вообще отменить часть своих чартеров со 2 по 15 июня.
Не все, как написали некоторые СМИ, лишь около 13% рейсов. Но и это - тысячи туристов, которые собирались лететь в отпуск! По данным Ростуризма, от задержек курортных чартеров уже пострадали около 5 тысяч человек. А всего билеты на чартеры "ВИМ-Авиа" куплены более чем у 200 тысяч туристов.
В основном это не самостоятельные путешественники, а клиенты турфирм - перелет чартерным рейсом они покупали как часть путевки. Речь идет о крупнейших туроператорах: "НТК Интурист", "Корал Трэвел", "ТТ-Трэвел", "Музенидис Тревел Центр", "Ай Си Эс Тревел Сервис", "ТЕЗ Тур", "АНЕКС".
И многих отпускников это, кстати, спасло от проблем - туроператоры находят замену, пересаживают туристов на рейсы других авиакомпаний. Увы, свободные места находятся не всегда.
- Мы обратили внимание авиакомпании на то, что парк воздушных судов не соответствует их желаниям, еще 15 мая - до того, как начал развиваться этот кризис, - и рекомендовали сократить маршрутную сеть, - продолжает Нерадько. - Только после того, как лавинообразно стали нарастать задержки и отмены рейсов, она начала как-то реагировать.
Решением проблемы занимаются и в Ростуризме - в среду, 7 июня, там собрали совещание с участием представителей Росавиации, авиакомпании и туроператоров:
- Хочу заверить всех туристов, что деньги свои они не потеряют, им будет обеспечено право на отдых. Эти гарантии дают туроператоры, они имеют для этого все возможности, - успокоил отпускников руководитель Ростуризма Олег Сафонов. - Туристам предлагают варианты переноса поездки на другое время или направление, возврат средств. Никакого кризиса нет.
Может ли Росавиация из-за ситуации с "ВИМ-Авиа" взять и отменить разом все чартерные рейсы на курорты? Да еще сейчас, во время сезона отпусков? Такое кардинальное решение вряд ли будет принято - тогда отпуска лишатся уже не тысячи, а миллионы россиян, и туристический рынок войдет в штопор. Вряд ли чиновникам нужно такое развитие событие. Что, собственно, подтвердил и глава Росавиации:
- Мы можем не подтверждать программу нерегулярных рейсов. Но если мы это сделаем, то все издержки тогда лягут на нас, тогда к нам придут туристы и скажут: "На каком основании?" А авиакомпания, я думаю, скажет: "Да мы готовы вас перевезти, это Росавиация так делает".