Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
В мире9 июня 2017 9:28

Выборы в парламент Британии: Новое "летнее безумие"

Премьер-министр Тереза Мэй надеялась на убедительную победу в сражении за места в Вестминстере, однако лишилась там абсолютного большинства
Премьер-министр Тереза Мэй явно просчиталась в своих расчетах

Премьер-министр Тереза Мэй явно просчиталась в своих расчетах

Фото: REUTERS

Пиррова победа?

С британцами явно не соскучишься. В прошлом июне они преподнесли миру суперсюрприз, проголосовав за «брексит». Теперь новая сенсация. Совершенно неожиданными оказались итоги парламентских выборов, которые прошли в четверг.

На них победила правящая консервативная партия, завоевав 315 мест в Вестминстере, однако этого недостаточно для формирования абсолютного парламентского большинства. Ведь в палату общин входит 650 депутатов. У главной оппозиционной партии – лейбористов 261 депутатский мандат, у шотландских националистов (ШНП), ратующих за независимость от Лондона – 12 мандатов, у либерал-демократов – 34. (Голосование, практически, завершено.)

Такая расстановка сил означает создание «подвешенного парламента» и отсутствие твердой основы для принятия законов.

Премьер-министр Тереза Мэй явно просчиталась в своих расчетах. Выборы в Вестминстер должны были состояться лишь через три года, но глава правительства неожиданно объявила досрочное сражение. Очень уж ей было нужно «закрепить» результаты прошлогоднего «брексита». Ведь политическая элита Альбиона, да и вся страна оказались беспрецедентно расколотыми. На каких условиях расставаться с ЕС? Нужно ли, в частности, платить десятки миллиардов фунтов стерлингов в качестве отступного? Какой самый предпочтительный путь после «развода»?..

Однако 8 июня подданные королевства не дали консервативной партии полное право рулить. И - выруливать из ситуации, которой еще не было в истории (выход из Европейского союза).

Голосование под прицелами автоматов

На итогах голосования в очень большой степени сказались «предвыборные» террористические акты. Террористы поставили трагический рекорд: меньше чем за 3 месяца три (!) бойни. Последняя демонстративно зверская атака – поздно вечером в минувшую субботу, то есть всего за четыре дня до голосования. Тогда микроавтобус наехал на пешеходов на Лондонском мосту, а затем мужчины с охотничьими ножами набросились на прохожих.

Небывалая волна насилия, захлестнувшая Альбион, резко ослабила позицию правящей партии. Ее соперники, воодушевившись, стали рассчитывать не столько на разум, сколько на эмоции избирателей. Может быть, британцы не захотят иметь дело с правительством, допустившим такие зверства? Вдруг повторятся сюрпризы при голосовании по «брекситу» и на выборах американского президента?

Тереза Мэй обещала изменить антитеррористическую стратегию, но пока не конкретизировала этот курс.

Голосование в четверг проходило при небывалых мерах безопасности. И, к счастью, не было омрачено взрывами, стрельбой, поножовщиной.

Однако большой отрыв правящей партии от консерваторов сдулся за этот день как мыльный пузырь.

Не пошла ли Тереза Мэй тем же путем, что год назад ее предшественник Дэвид Кэмерон? Он объявил референдум о выходе из ЕС, надеясь, что страна останется в союзе. И проиграл. Когда в июне прошлого года стал известен плачевный результат голосования, глава кабинета сразу подал в отставку.

Лидер лейбористов Джереми Корбин предлагает свой сопернице, «потерявшей доверие», сделать то же самое. «Она хотела получить мандат и получила его. Это утраченные места консерваторов, утраченные голоса, утраченная поддержка и утраченная уверенность. Этого достаточно для нее, чтобы уйти»,- заявил он.

Тереза Мэй в пятницу выглядила подавленной. Правда, она несколько раз дала понять, что не собирается покинуть свою резиденцию на Даунинг стрит.\

В то же время от лондонских политологов слышу, что у премьер-министра была «ужасная ночь». И вообще ситуация в Соединенном королевстве стала «еще нестабильней».

Полно вызовов и неясностей

С экспертами обсуждаю и будущую внешнюю политику правительства. Здесь тоже полно вопросительных знаков. Разговор с преподавателем социологии университета в Глазго Джеймсом Эрлином начинаю с рассказа о посланиях, которые пришли в эти дни на мою электронную почту. «Главное, чтобы хакеры не исказили итоги голосования», говорится в одном из них. В другом – совсем грозный прогноз: «После выборов в США ясно, что хакеры могут оказывать очень большое влияние на внутриполитическую ситуацию. Как бы их действия в Великобритании не вышли за рамки выборов и не привели к всеобщему хаосу».

- Это не просто надоевшая, но и совершенно глупая тема, - пожимает плечами мистер Эрлин. – Везде хакеры! И они везде русские! В то же время такие обвинения удобны нашим властям. Есть на кого списывать собственные ошибки и недостатки.

- Но, может быть, нынешние выборы приведут к каким-либо переменам в международном курсе Великобритании? – спрашиваю я.

- Лондон, несомненно, будет и дальше равняться по многим направлениям на Вашингтон, - отвечает мистер Эрлин. - Что касается ЕС, то, конечно, пути назад нет. Но консерваторы стремились проводить жесткую политику на переговорах с Брюсселем, а теперь это проблематично. Ведь вместо победных фанфар правящая партия получила букет проблем. Хотя ее лидер уже пообещала не отклоняться от своего курса. Думаю, после наших выборов всей Европе предстоят нелегкие и еще более неясные времена...

- А что вы думаете об отношениях Великобритании с Россией?

- Я скажу так: нужны позитивные подвижки. И сейчас мяч на стороне Лондона. Однако я – не член кабинета министров и не депутат, поэтому могу только высказывать рекомендации.

…Тереза Мэй, решившись на досрочные парламентские выборы, рисковала. Сегодня она и ее сторонники имеют право пить шампанское, ведь они - победители. Но уже совсем скоро для них наступят очень трудные будни.

Лондон.