Премия Рунета-2020
Иркутск
+3°
Boom metrics
Общество28 июня 2017 0:00

«Умная дорога» заботится о безопасности

ФКУ Упрдор «Прибайкалье» использует самые современные технологии третьего тысячелетия
Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Год от года путешествовать по федеральным трассам становится все безопаснее. Так, только в 2016-м количество очагов аварийности на транспортных артериях Восточной Сибири сократилось на 12%. Дело в том, что дорога чем дальше, тем больше превращается в высокотехнологичный объект, который заботится о безопасности водителей. Не верите? А слышали вы, к примеру, об автоматизированной системе метеорологического обеспечения, которая помогает движению по трассе в непогоду?

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

- Этот проект мы реализуем на протяжении нескольких последних лет, - рассказывает начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет. - На дорогах установлены метеостанции, видеокамеры, датчики видимости и состояния дорожного покрытия. Сейчас на наших дорогах находится 50 метеостанций и 82 видеокамеры. Информация с них поступает в ЦУП, где ее сразу же обрабатывают наши специалисты и оперативно принимают решения. Эта информация также представлена в открытом доступе на нашем сайте.

Центр управления производством, созданный ФКУ Упрдор «Прибайкалье», позволяет в режиме реального времени отслеживать ситуацию на дорогах и оперативно реагировать на возникающие нештатные ситуации. Центр обеспечивает оперативное взаимодействие в режиме реального времени с МЧС, ГИБДД. Кроме того, здесь аккумулируется, обрабатывается и анализируется информация о текущем транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и о выполнении работ по их содержанию, ремонту и строительству. Все это позволяет дорожникам не просто наблюдать за ситуацией, а уверенно управлять сложнейшими процессами производства.

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Помогает эта информация и водителям в пути. К примеру, на обходе Иркутска установлено информационное табло, куда непрерывно направляется информация о состоянии проезда по горному участку автодороги «Байкал», а также автомобилисты могут на сайте управления в разделе ДОРОГИ ONLINE посмотреть ситуацию на дороге, состояние дорожного полотна. Также на сайте представлена информация по текущему и капитальному ремонту дорог. Благодаря данному сервису водители могут скоординировать свою поездку.

И это отнюдь не единственный пример использования современных технологий в обеспечении безопасности движения. Так, на участке (км 1804 – км 1810) федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в городе Усолье-Сибирском установлены интерактивные знаки, запитанные от солнечных батарей, а на автодороге А-331 «Вилюй» - специальные экраны, предназначенные для предотвращения ослепления водителей светом фар встречного автомобиля. На автобусных остановках и пешеходных переходах, расположенных на федеральных трассах Прибайкалья, работает более 30 систем автономного светового оборудования.

В зонах особого внимания водителям очень помогает специальная горизонтальная разметка, для нанесения которой используется термопластик. Не пренебрегают дорожники и более традиционными методами обеспечения безопасности: постоянно поддерживается в должном состоянии осевая разметка, ежегодно вводятся новые линии электроосвещения на участках федеральных трасс, проходящих по населенным пунктам.

Впрочем, одними лишь высокими информационными технологиями безаварийное движение не обеспечить - огромную роль здесь играет и состояние дорожной сети. Недаром только за 2016 год работниками Упрдор «Прибайкалье» в нормативное состояние было приведено 246 км автодорог и 676 погонных метров искусственных сооружений.

- Наибольший объем работ пришелся на автомобильную дорогу Р-255 «Сибирь», проходящую по территории Усолья-Сибирского, Тайшетского, Нижнеудинского, Зиминского, Заларинского, Черемховского, Ангарского и Усольского районов Иркутской области. В ходе капитального ремонта на 42-м км была заменена дорожная одежда с применением технологии холодного ресайклинга. Еще на 23-м км было восстановлено изношенное покрытие, на 67-м км устроены слои износа и выполнена поверхностная обработка, - рассказывает Николай Рейнет. - Что же касается автодороги Р-258 «Байкал», то она является одной из самых сложных, так как проходит по горной местности в непосредственной близости к озеру Байкал. В таких условиях необходимо постоянно оптимизировать скоростной режим и избегать возникновения трудных ситуаций.

Здесь дорожники в 2016 году досрочно завершили реконструкцию путепровода через железнодорожные пути на 96-м км в Слюдянском районе Иркутский области. В рамках этих работ выполнено переустройство и доведение до параметров II технической категории примыкающего участка дороги длиной 700 м (в том числе здесь появилась дополнительная полоса движения «на подъем»). Путепровод оборудован современной энергоэффективной светодиодной системой освещения: смонтировано 54 светильника, установлены барьерное ограждение и дорожные знаки, нанесена разметка.

Огромное внимание уделяется федеральной автодороге А-331 «Вилюй», ведь это единственная транспортная артерия юго-западной части Республики Саха (Якутия) и севера Иркутской области, где сосредоточены крупные месторождения полезных ископаемых и нефтегазовые производства. Здесь за последние 7 лет было отремонтировано 411 км дорожного полотна, в том числе ликвидировано более 70 км грунтовых разрывов. Только в прошлом году Упрдор «Прибайкалье» отремонтировало свыше 90 км «вилюйской» трассы: работы шли на 15 объектах, 9 из которых введены в эксплуатацию, а еще 6 будут откроют в 2017 году.

Также в этом году дорожники приведут в нормативное состояние 260 км федеральных трасс и 691 погонный метр искусственных сооружений. На эти цели из федерального бюджета выделено около 8 млрд рублей. Наибольший объем работ придется на трассу Р-255 «Сибирь», где нынешним летом приведут в порядок более 160 км автодороги, а также введут в эксплуатацию 4-километровый участок реконструкции в Тулунском районе. Кроме того, в этом году обновят более 90 км автодороги А-331 «Вилюй». Кстати, до 2020 года участок этой трассы, обслуживаемый Упрдором «Прибайкалье», будет полностью соответствовать всем нормативным требованиям.

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

Фото: архив ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

- В ближайшее время начнутся и строительные работы на участке с 47 по 55 км трассы Р-258 «Байкал», проходящем по сложной пересеченной местности в Шелеховском районе Иркутской области, - делится планами на будущее глава упрдора. - Масштабный проект, который будет реализован к 2020 году, призван ликвидировать опасные ненормативные радиусы поворотов, крутые спуски и подъемы, что повысит безопасность дорожного движения на участке. Также в 2017 году в нормативное состояние приведут семь искусственных сооружений.

А самый сложный проект этого лета – капитальный ремонт моста через реку Илим (длиной 500 м и габаритом 8 м) на 419-м км трассы А-331 «Вилюй» в Нижнеилимском районе. Мостовики сделают здесь новую дорожную одежду, обновят подходы к сооружению, приведут в порядок береговые и промежуточные опоры и пролетные строения, а также переустроят линию электропередачи.

Что же касается более отдаленных перспектив, то прежде всего они связаны со строительством обходов Нижнеудинска, Тулуна и Усолья-Сибирского. Это позволит наконец-то убрать с их улиц большегрузные автомобили. А для федеральной трассы Р-258 «Байкал» разработаны сразу три проекта реконструкции, реализация которых сделает ее еще более комфортной и безопасной для проезда. И тогда количество очагов аварийности в Прибайкалье сократится еще сильнее.