Троицкий собор - один из самых красивых в Петербурге
Фото: Олег ЗОЛОТО
Троицкий собор - один из самых значимых храмов Северной столицы. Он виден за 25 километров – со всех концов Петербурга. Храму в этом году исполняется 182 года. До постройки, по легендам, на этом месте находилось деревянная часовня, которую основал Петр I.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
Проект Троицкого собора был разработан архитектором Стасовым. Активное участие в работе над чертежами принимал Николай I. В юности будущий император мечтал стать архитектором. Реставраторы старались следовать сохранившимся чертежам Стасова.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
Храм всегда отапливался. Чтобы спрятать трубы, которые портили бы величественный вид собора, Стасов пошел на хитрость: он замаскировал их. Каждый купол окружен чашами, в которых были трубы. Когда храм отапливали, получалось, что дым шел из чаш. Издалека это смотрелось очень красиво.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
Центральную люстру для собора изготавливали в 1886 году в ювелирной мастерской «Николас и Плинке». Там часто заказывал вещи Пушкин, и даже изрядно задолжал мастерам. Реставраторы пытались восстановить былое великолепие люстры, несмотря на то, чертежи Плинке таинственным образом исчезли из Петербурга после революции.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
До революции в храме молились солдаты Измайловского полка – самого привилегированного в императорской армии. В разные годы там служили отец Суворова, дед Гоголя, дядя и отец Пушкина. Каждый правитель, входящий на престол, дарил полку особое знамя за боевые заслуги. После реставрации знамена заболтиво повесили на место.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
Шестиконечные звезды издавна были символом армии. Это была воля Николая I. Император хотел, чтобы все видели: храм принадлежит военному духовенству. После революции большевики закрасили купол, но сейчас реставраторы восстановили давно забытый символ.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
В храме хранятся чертежи и эскизы походного иконостаса. До революции он был у каждого военного батюшки. Перед подобным иконостасом венчали умирающего Некрасова и его возлюбленную Феклу Викторову. Писатель уже не мог передвигаться, и его друзья попросили военное духовенство совершить обряд в квартире Некрасова.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
Внутреннее убранство купола реставраторы расписывали в технике фрески. Узор имитирует объемный рисунок. Его повторили точь-в-точь по чертежам Стасова, хранящимся в Эрмитаже. "Внимательное отношение к первоначальным документам позволяет повторить и даже усилить то, что хотел показать Стасов", - говорит Ирина Воинова, главный архитектор проекта реставрации собора.
-
Фото: Олег ЗОЛОТО
Реставраторы заново перебрали ступени и отремонтировали пол. Внутри храма на боковых листочках колонн были видны сколы. Их тщательно расчистили, заново отлили из гипса и приморозили.