Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Звезды9 июля 2017 22:00

Юрий Стоянов: Что такое юбилей? Сплошная обуза. Перевернуть лист календаря и выбросить!

Юрию Стоянову - 60. Народный артист рассказал «Комсомолке», о чем мечтает, о чем сожалеет и как отметит день рождения [видео, фото]
С днем рождения!

С днем рождения!

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Сразу чувствуется, когда у человека все хорошо: он много шутит, много улыбается, смеется и даже хохочет. Так что наш предюбилейный разговор с Юрием Стояновым проходил с долей юмора и философского осмысления некоторых итогов. А поскольку итоги, прямо скажем, неплохи, а мы Юрия Николаевича очень любим и уважаем, то и порадовались за него от души и поздравили искренне. В ответ Стоянов так же искренне поделился своими мыслями о себе и своей жизни.

«МНЕ ЕЩЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО 60»

- Юра, как настроение перед юбилеем?

- Мне никогда не было 60 лет! Что это такое, я не очень понимаю. Что такое юбилей? Сплошная обуза. Перевернуть лист календаря и выбросить!

- Будешь что-то устраивать для публики?

- Не сейчас, летом ни друзей в городе, ни зрителей. Хотя как сказать... Я из Ташкента вернулся, был поражен: концерт был в зале на четыре тысячи мест, и аншлаг.

Но день рождения пока только с семьей отмечу.

- В твоей фильмографии есть музыкальный фильм «Золотая рыбка», ты играешь помощника золотой рыбки. А если бы у тебя была такая рыбка по-настоящему, какие бы три желания загадал?

- Ничего бы я не просил. Я бы попросил просто справедливости по отношению к себе. Чтобы в молодости моей все было справедливо. Если я чего-то не заслуживал, чтобы я это не получал. Но если я чего-то заслуживал, хорошо бы, чтобы у меня это получалось. Попросил бы только честности, справедливости, объективности, больше ничего. И тогда бы у меня было бы все так хорошо, и без всякой золотой рыбки! (смеется).

- А если сейчас?

- А если сейчас, то очень простое желание любого взрослого человека: видеть еще очень много-много лет всех своих родных и близких здоровыми и рядом с собой. Никаких профессиональных мечтаний. У меня есть мое ремесло, и я им владею, оно меня кормит.

Главное, чтобы настроение было хорошим!

Главное, чтобы настроение было хорошим!

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- Ты успешный, реализованный, а возникает легкое ощущение недореализованности.

- Есть, и оно не легкое, оно тяжелое. Все, что мы сделали с Ильей Олейниковым, мы сделали своими руками. Мы придумали свой мир, мы придумали свою историю, мы сами это делали. Ничьи огромные ресурсы не были к этому привлечены. Мы доказали нашим коллегам, что телевидение может являться не только средством раскрутки для последующего заработка на концертах, но что это может стать твоим главным куском хлеба. Поэтому когда говорят слово «повезло» - оно к нам не имеет никакого отношения, ни ко мне, ни к Илье. Повезло – это не в 35 лет начать сниматься. Я начал сниматься в 35, а мой партнер – в 45. Это повезло? Мой коллега, хороший, артист хорошего провинциального театра, может мне сказать: не гневи Бога, старик! И будет прав, с его точки зрения. А у меня своя правда. Как в пьесе Горького «На дне» героиня одна кричит: «Две правды! Две!» (смеется).

- Но лучше поздно, чем никогда!

- Да, но это мы сделали сами. Мы не прошли какой-то кастинг у великого режиссера, и нам страшно повезло, нас сняли, повезли по фестивалям, и мы стали знаменитыми. Этого не было никогда. Наоборот, создавая «Городок», мы все сделали для того, чтобы нас не снимали в кино! (смеется).

- Узнаваемость слишком большая была?

- И жанровая определенность.

- Это мешает?

- Конечно. Она создает определенные ожидания, которые не устраивают режиссеров. Мне приходится ее преодолевать по сей день.

Их встреча стала счастливой

Их встреча стала счастливой

«МЕЧТЫ ПРОСТЫЕ: БОЛЬШЕ СНИМАТЬСЯ»

- Юра, ты уехал в Петербург, чтобы работать в МХТ, но до сих пор приезжаешь в Петербург в спектакле театра «Балтийский дом».

- У меня сейчас уже два спектакля в Петербурге. Осенью пройдет уже сотая «Перезагрузка», а весной была премьера сборного музыкального спектакля «Это было, было, было». Это объяснение в любви как раз Питеру, он построен на песнях и посвящен городу через разные эпохи. Жизнь моего персонажа прошла в этом городе, и город прошел через его жизнь. Спектакль тоже на аншлагах идет.

- Ты много лет работал в БДТ, но играл только одну роль в одном спектакле. Нет обиды на Товстоногова?

- Только благодарность этому человеку. Я прошел фантастическую школу. Правда, я ее прошел не ролями, не ногами, а все, что я запомнил и услышал. Сейчас я отрабатываю это все. Во мне это до сих пор все существует. Ну там я это не реализовал, какая разница. Реализовал позже. поэтому не брошу никогда камень в это прошлое и в этого человека, наоборот, преклонение и благодарность.

- Все равно странно, он же тебя сам пригласил.

- У него таких Юр Стояновых было человек двадцать. Да еще рядом – человек тридцать выдающихся артистов. И у каждого были те же самые проблемы. Думаешь, что у Стржельчика, Лебедева, Лаврова, Басилашвили, Олега Борисова не было этих проблем? Они все считали себя, и считают те, кто живы, нереализованными по-настоящему. А почитай книгу Олега Борисова «Без знаков препинания», она вся пронизана такой болью! Великий артист, с нашей точки зрения абсолютно реализованный. Он бы посмеялся, если бы мы ему это сказали.

Фото: RUSSIAN LOOK

Фото: RUSSIAN LOOK

- Творческим людям все время чего-то не хватает. А тебе чего не хватает? Говорят, в молодости каждый актер хочет сыграть Гамлета, а с возрастом понимает, что Гамлет - позади…

- У меня Гамлет не просто позади. Гамлет – далеко позади. А главное, я никогда не мечтал сыграть Гамлета. Там много других потрясающих ролей. Я не люблю много говорящих персонажей.

- Трудно текст запоминать?

- Не люблю декларирующих персонажей. Не люблю персонажей, которые якобы несут главную авторскую мысль. Я люблю проживать другую жизнь на сцене. Когда все понятно не словами. Мне нравится придумывать роль, а не подтягиваться к ней.

- И какие у тебя мечты?

- Они очень простые: сниматься в кино, например. Конечно, они были не реализованы абсолютно. Чтобы в свое время увидели, что я никакой не герой, смазливый. Что я характерный артист. Я же сам придумал историю, в которой мне пришлось это доказывать. А никто этого не увидел. Но есть и другой ответ: значит, я не послал эти сигналы, чтобы распознали во мне этого артиста. Две правды, две (смеется)!

- Актерская профессия вообще очень зависимая, у некоторых такие мечты, глаза горят, а в жизни получается пшик.

- Безусловно, поэтому мы и придумали историю, с которой бы мы не зависели ни от кого. И здесь очень важный момент. В двух вещах нам повезло безусловно: во-первых, друг с другом повезло очень сильно. Это невероятное везение – наша встреча. И второе: мы придумали эту историю в нужное время в нужной стране, в которой она оказалась востребована. И нам очень помогали. Нашу передачу можно было закрыть два раза, в начале и попозже чуть-чуть. А нам на канале давали набрать уровень. Верили. Они чувствовали этот потенциал и прощали шероховатости. Сейчас совершенно другая политика на телевидении. Оно требует мгновенного результата, мгновенного. Оно не экспериментирует сейчас. Оно берет в идеале готовый сильный материал с готовыми сильными персонами и хочет получить от него максимальные цифры. Никто не ждет. Телевидение очень нетерпеливое сейчас. А вырасти продукт может только внутри эфира, в бесконечных показах, с большим количеством программ. И тогда набирается профессионализм и появляется зритель.

Для Стоянова семья Олейникова давно стала родной (на передаче "Живой звук")

Для Стоянова семья Олейникова давно стала родной (на передаче "Живой звук")

А сейчас так: два раза прогнали передачу: «Там очень плохие цифры» - и ее выкидывают из эфира. Или сериал могут прервать показ. Это тренд такой. Ты могла бы представить, чтобы «Вечерний Ургант» в начале, если бы ориентировались на эти критерии – «давайте посмотрим, как пройдет одна-две программы» - что он бы остался в эфире? А в результате это выросло в лучшее и главное вечернее шоу страны. Значит, сумели дождаться, поверили в человека. И внутри, не сдавая бесконечных ежедневных экзаменов, мальчик Ваня вырос в этого ведущего. Это не только Ванина заслуга, но и тех, кто давал возможность долго идти вперед и вверх. Это очень важно. Это касается и проектов, и сериалов, и личностей. Телевидение – это крупный план. Это глаза, это искренность, это приближенное к тебе. Надо подождать, дать возможность, чтобы этого человека полюбили люди.

- Может, и хорошо, что поздно стали сниматься? А то сейчас одну рольку в плохом сериальчике сыграл – и уже звезда.

- А я тебе на это отвечу, что и огромное в то же время количество людей, за которых я безумно рад, что они рано начинают, и что у них получается. Это так замечательно. Я вот счастлив, что такой Саша Петров, например. Совсем молодой парень, и я так рад, что ему прет и так фартит. И он при этом абсолютно соответствует этому фарту.

- То есть если бы тебе так подфартило в 20 лет, было бы неплохо?

- Не знаю. Может, у меня бы ничего и не получилось. Я не считаю, что я был хорошим артистом в 20 лет. количество амбиций и того, что ты думаешь о себе, не тождественно тому, что ты умеешь. (смеется). Две правды, две!

Юрий Стоянов много выступает в разных городах, и зал всегда полон

Юрий Стоянов много выступает в разных городах, и зал всегда полон

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

«НЕ СУЕВЕРИЕ, А ТРАДИЦИИ»

- И все-таки тебе в конечном итоге повезло…

- Никогда не говори «в конечном итоге», я надеюсь, что он все-таки не конечный!

- То есть ты немножко суеверный? Недавно актеры стали бояться фраз: «как вы работали в последнем фильме», теперь говорят: в крайнем фильме.

- Нет, не суеверный. Ерунда это все полная, бред какой-то. Хотя есть какие-то приметы, которые мне очень понравились. Помню, на съемках фильма «Человеку у окна» Сергей Гармаш подошел, я даже не понял в чем дело. А там такой ритуал, придуманный им, я думаю: у кинокамеры есть такое приспособление - компендиум, он надевается на две трубочки, которые торчат из-под объектива. Они полые внутри. Он взял тысячу рублей, свернул и положил в эту трубочку. И поздоровался со всей операторской группой: «Это на пиво». Молодец, потому что оператор – очень важный человек, и тот, кто катает тележку – тоже, и фокус-пуллер, который отвечает за фокус, тоже. Теперь, когда у меня есть тысяча в кармане, я делаю то же самое, мне очень понравилась эта примета. Это не суеверие, это традиция.

- У тебя есть личные традиции?

Да, есть: никогда не возвращаться в гримерную, если ты из нее вышел и что-то забыл.

- А что будет, если вернешься?

- Не знаю, не проверял! (смеется). Главное, не забыть слова. А если я забыл платки носовые, которые участвуют в сцене, прошу администратора: «будьте любезны, вы не могли бы мой платочек вынести из гримерной?» Это не я придумал, а лет двести назад какой-то артист, и это передается. У меня ощущение, что я это знал всю жизнь. Есть какие-то приметы. Не быть сытым перед спектаклем.

- Ну, это не примета, просто тяжело играть будет.

- Не люблю специально готовиться перед спектаклем. (входит в образ): «Я проснулся утром, выпил чашечку кофе… Потом ходил по улицам и вглядывался в лица людей… размышлял…» (выходит из образа): а потом пришел на спектакль и обосрался (хохочет). Надо прожить нормальный день, внутри которого вечером есть спектакль. Тогда твой кусочек дня на сцене будет похож на то, как прожили его люди, которые пришли в театр. Может, я говорю ерунду, но я так живу.

- А нервничать: выход на сцену – как шаг в холодную воду?

- От этого еще никто никогда не избавлялся, это присутствует. Но у меня это заканчивается с первым шагом на сцену. Чем меньше знаешь, что ты будешь делать на сцене, тем больше мандраж. Чем точнее определено то дело, которым ты будешь заниматься на сцене как персонаж, тем он меньше. У тебя много дел на сцене, тебе некогда волноваться.

«ЛУЧШИЙ ОТДЫХ – НЕ БЕРЕЖОЧКЕ С УДОЧКОЙ»

- Долго ждал, своими руками все создал. Так и в личной жизни – два эксперимента, а с третьим браком гармония?

- Ничего себе эксперимент, в котором замешаны другие живые люди! Это что, я концепцию менял? Шел к главному? Так неправильно говорить. Я ведь тоже наверняка кому-то причинял боль, страдания. Правда заключается в одном: было бы гениально, если бы встретился много-много лет назад, значительно раньше, чем двадцатью а мы с ней двадцать лет уже женаты. Если бы я встретился с ней в 20 лет – вот это было бы замечательно. А вдруг бы я с ней встретился в 20 лет, и все было бы как с той первой? (хохочет). Поэтому, наверно, всему свое время.

- Я об этом и говорю: мудрость вырабатывается.

Да, но только не надо воспринимать это вырабатывание мудрости как некую тренировку на живых людях.

- О чем ты сейчас мечтаешь?

- (задумался). Я хочу, чтобы у меня было очень много работы. Тогда это гарантирует хорошее настроение мое, а значит. И всех тех, кто меня окружает. (смеется).

- А если мало работы, будешь злой и на всех кричать?

- Нет, вовсе не значит: я буду загонять это в себя. И долго это копить. Но есть же закон сохранения энергии: прорваться же может! (смеется). Пусть это все прорывается в работе, в работе.

- А если нет работы, куда прорывается?

- В отдых! (хохочет). Отдыхать обязательно нужно! Нужно обязательно учиться любить себя и беречь. Очень несоветская традиция: любить себя. Не любоваться собой в зеркале, а беречь себя, потому что ты нужен людям, рядом с которыми живешь. Я имею в виду самое близкое окружение, без высокопарных слов о зрителях. Поэтому нужно беречь себя, но я не очень это умею.

- Что для тебя лучший отдых?

- Сижу на бережочке, у меня в руках удочка, рыбу я ловить не умею, она это чувствует и не ловится. Я отворачиваюсь и что-то стучу на планшете, что-то сочиняю.