2017-08-04T18:30:41+03:00

Фильм «Теснота» ученика Александра Сокурова стартовал в калининградском прокате

Молодой режиссер Кантемир Балагов представил дебютную картину в Каннах и был отмечен одним из почетных призов.
Фильм получил приз Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале.Фильм получил приз Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале.Фото: facebook.com/tesnotafilm
Изменить размер текста:

С 3 августа в кинотеатрах Калининграда и Гвардейска можно увидеть фильм «Теснота» — дебютную работу режиссера Кантемира Балагова. Выпускник мастерской Александра Сокурова снял свой первый полнометражный фильм в 25 лет и тут же получил приз Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале, где «Теснота» была представлена в программе «Особый взгляд». За ним последовали награды «Кинотавра» и гран-при фестиваля «Зеркало»

О специфике Кавказа, жертвах в семье и о том, что же такое теснота, рассказывает Кантемир Балагов.

1998, Нальчик, Северный Кавказ, Россия. Маленькая диаспора кавказских евреев. 24-летняя Илана работает в отцовском гараже, чтобы помочь ему свести концы с концами. Заводит отношения с молодым кабардинцем, что не нравится ее родным, которые хотят, чтобы она искала пару в своей общине. Однажды вечером вся большая семья с друзьями собралась отпраздновать помолвку её младшего брата Давида. Ночью молодую пару похитили, прислав требование выкупа. В этом еврейском местечке никто не пойдёт в милицию, но как найти деньги для спасения Давида и его невесты? Илане выбирать – оставаться с любимым человеком или спасать брата.

Я до мастерской Сокурова и после — это два совершенно разных человека. Если бы ее не случилось, наверное, я просто получил бы какое-то образование: экономическое или юридическое, получил какую-нибудь должность в офисе.

Молодежь на Кавказе всегда воспитывается очень воинственно. Есть уверенность в том, что мужчина должен обязательно быть воспитан в спартанских условиях — с детства, грубо говоря, идти на борьбу. Такое воспитание чревато ожесточением сердца и души, от которого идут многие проблемы.

Во ВГИКе преподают академический кинематограф, а Александр Николаевич стремился лишь сохранить нашу индивидуальность и привить хороший вкус. Никогда не навязывал собственного мнения, запрещал смотреть свои фильмы. Студенческие годы — лучшее время для ошибок и поисков.

Единственное, что придумалось с самого начала и не вызывало у меня сомнений, — это название. Теснота — это когда ты заполнен собой, когда в душе не хватает места для другого человека. С другой стороны, теснота — это чрезмерная близость: в семье, на одном пятачке земли. Ты повсюду натыкаешься на других людей с их мнением, правилами, законами, тебе не хватает воздуха, свободы.

С натурой определились быстро, труднее всего оказалось найти главную героиню. Сквозь переживания Илы должна была проходить художественная нить истории. Три месяца не могли выбрать — случайно наткнулись на выпускницу Школы-студии МХАТ Дарью Жовнер, без нее бы фильм не состоялся.

В 90-е похищения у нас были не редкостью. Об этом случае мне рассказал отец. Но реальная драма с криминальными разборками, безуспешными попытками договориться показалась не столь интересной. Хотелось понять, что переживает семья, раскрыть драматизм ситуации, двойственность персонажей и трагедию распада.

Когда женщина начинает действовать, совершать поступки, это всегда неожиданно, непредсказуемо. За этим очень интересно наблюдать.

У меня есть четкое ощущение, что у героев должно быть свое пространство. Всегда кажется пошлым, когда какое-то острое переживание режиссер снимает крупным фронтальным планом.

Иногда произведение требует от тебя отключения мозгов и перехода в какое-то эмоциональное состояние, и в этой истории такой переход есть.

Я хотел поставить под вопрос аксиому: должен ли член семьи априори жертвовать собой ради своих близких. Мне было интересно, насколько вообще гуманно со стороны родителей просить детей о какой-либо жертве. Лично для меня это не вполне приемлемо.

Жалею, что не застал советское время. К молодым было иное отношение. Например, мой отец смог в 25 лет занять высокий пост. Он не располагал ни нужными связями, ни влиятельными знакомствами, просто хорошо учился.

Многие считают, что я снял так называемое региональное кино, а я полагаю, что оно российское — я вырос в этой стране, в ее культуре. Ко многим частям России люди относятся как к каким-то далеким провинциям, жизнь которых их не касается.

Вообще, Северный Кавказ в российском кино отрефлексирован плохо.

Любой может зарегистрироваться на сайте Каннского фестиваля и отправить киноленту по почте.

Фильм пройдет в прокате, и только время покажет, нужен ли он людям и есть ли в нем какая-то художественная ценность.

 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ