Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество18 августа 2017 22:00

Дмитрий Язов: К августу 91-го нечем было платить армии

О ГКЧП обозреватель «КП» Виктор Баранец говорил с одним из его членов, экс-министром обороны СССР Дмитрием Язовым
Те, кто вышел противостоять ГКЧП, думали, что они сражаются за свободу. Но свобода оказалась с привкусом крови.

Те, кто вышел противостоять ГКЧП, думали, что они сражаются за свободу. Но свобода оказалась с привкусом крови.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Что заставило вас участвовать в ГКЧП?

- Угроза развала страны, которую я защищал на фронте. И за сохранение которой на референдуме проголосовало 76% граждан СССР. И потом эти вредные для страны игрища между Горбачевым и Ельциным… Надо было страну спасать, а они устраивали свары. Чего добивался Ельцин? Издавал распоряжения о том, что указы Президента России выше указов Президента СССР. Были умники, которые хотели создать государство, состоящее из суверенных государств. Это же глупость! А как же армия? Она должна быть едина. К августу 1991-го уже нечем было платить офицерам. Я не мог смотреть на это равнодушно и услужливо щелкать каблуками. Меня бы армия не поняла…

Дмитрий Язов в редакции "Комсомольской правды", 2012 год.

Дмитрий Язов в редакции "Комсомольской правды", 2012 год.

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Почему ГКЧП не довел «заговор» до конца?

- Не было никакого заговора. Не было и путчистов. Это пугало сторонники Ельцина придумали для того, чтобы застращать народ и продраться к власти. Придумали Бурбулис и немножко Хасбулатов. Если был заговор, то зачем же мы приехали к Горбачеву в Форос? Чтобы просить его ввести чрезвычайное положение. Но Горбачев наплевал на это. Он, видимо, думал, что народ смирится с тем, что Союз станет состоять из суверенных государств. Я даже на совещании, которое проводил Горбачев, сразу сказал, что армии не будет общесоюзной, если не будет Союза. Каждый президент республики захочет иметь свою армию, свое МВД, свой оркестр, свои погранвойска. Что и случилось…

- Как вы оцениваете фигуру Горбачева в истории?

- Это недостаточно зрелый человек, чтобы руководить таким государством. Оно очень сложное, столько национальностей, такая большая армия, территория. Ну не дано было человеку руководить таким большим государством. Хотя человек он честный.

- Но все же такую страну позволил сломать…

- Конечно, плохо, что сломали. Но не один он. Помогали все, кто близко к нему был. На всех съездах, партконференциях начали говорить о том, что у нас тут плохо, там плохо. А что плохо? Производительность труда низкая была. Вот что было плохо. Через месяц после избрания своего Горбачев собрал ЦК и выступил. Он говорил: рост ВВП у нас 4%. Это хватает ровно на то, чтобы одеть, обуть тех, кто рождается (миллион в год) в Советском Союзе. Надо повышать производительность труда. Но одними словами ничего не повысишь. И началось брожение.

Министр обороны СССР маршал Дмитрий Язов в 1990 году. Фото: Александр Чумичев /Фотохроника ТАСС/

Министр обороны СССР маршал Дмитрий Язов в 1990 году. Фото: Александр Чумичев /Фотохроника ТАСС/

- Чувствуете ли вы свою ответственность за развал СССР, Советской армии?

- Какое-то чувство сожаления есть. Можно было действовать по-другому. Но это не значит, что надо было бы в кого-то стрелять и прочее. Сейчас народ уже понял, что его тогда обманули с демократией, с тем воровским капитализмом, который притащили в Россию. Эти демократы-либералы сделали коммунизм для себя. Так и хочется спросить: а вы у народа разрешение спросили? Никто не принял волю народа во внимание.

- А если сегодня у народа спросить - хотите или нет, чтобы возродился СССР?

- Сегодня у народа об этом никто не спросит. Но если бы спросили, то проголосовали бы, думаю, за. Процентов на 80! Но поезд истории ушел...

Леонид ИВАШОВ:

Прибалтика ушла бы, остальные остались

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник по-своему ответил на вопрос о том, к чему бы привел успех ГКЧП:

- Леонид Григорьевич, что было бы, если бы в августе 91-го победил КГЧП?

- Сохранилась бы значительная часть советского пространства как единого государства. Хотя все равно вышли бы из СССР страны Прибалтики. Еще какое-то время погуляла бы Грузия в стороне, но советская система сохранилась бы. И сохранилась бы основа мировой социалистической системы - мощная сила, противостоящая Западу. Сохранились бы основные производства, космические программы, сельскохозяйственные успехи. Страна бы не голодала, как при Горбачеве, развивалась, летала в космос и работала на плановой стратегической основе, развивая свою экономику, благополучие граждан. Вооруженные силы были бы сокращены, но разоруженческого процесса, запущенного в 90-е годы, не было бы. Армия была бы боеспособной, готова была бы ответить на любые вызовы. И того положения, как сегодня, когда США и НАТО издеваются над Россией, проводя учения вокруг наших границ, провоцируя конфликты, навязывая нам санкции, - вот этого не было бы. Армия поддерживала бы устойчивый паритет с вооруженными силами США и НАТО.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Августовский путч 1991 года: Даже победа ГКЧП не сохранила бы СССР!

26 лет назад, 19 августа 1991 года, 8 человек из высшего руководства СССР объявили о создании Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и блокировали в Крыму президента страны Горбачева. Так они пытались спасти Советский Союз

О том, почему это произошло и чем могло закончиться на «Радио «Комсомольская правда» мы говорили с писателем Александром ПРОХАНОВЫМ и историком, публицистом Николаем СВАНИДЗЕ, задав им одинаковые вопросы. (подробности)