Премия Рунета-2020
Красноярск
+13°
Boom metrics
Общество22 августа 2017 5:53

Единственная женщина-спасатель среди 60 мужчин: «Только раз было страшно, лезть через форточку в старый-престарый дом!»

16 лет Юля Борисова была единственной женщиной в Красноярском поисково-спасательном отряде
Юлия Борисова: «Спасатель – очень даже женское дело»

Юлия Борисова: «Спасатель – очень даже женское дело»

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Ну что, с почином?!

Коллеги-мужчины крепко-накрепко закрепили девушку-новичка двойной страховкой и приготовились спускать ее в открытое окно. Она посмотрела вниз – четвертый этаж, не так уж и высоко. Бывали в ее жизни посерьезнее вершины. Рядом дорога, машины снуют туда-сюда, а она спускается с четвертого этажа на третий. Точный расчет – и вот она уже скользнула в форточку и приземлилась в комнате.

- Классика жанра, - смеется Юлия. – Бабушка у себя в квартире одна-одинешенька, изнутри дверь на задвижку закрыла. Вдруг она упала, ногу сломала, встать не может. Доползла кое-как до телефона и позвонила. Варианта у нас было два. Или болгаркой вырезать замок на двери (но потом ведь бабуле придется дверь ремонтировать, так что отменяется). Или через форточку к ней спускаться. Вот таким был мой первый вызов. Спускаюсь я в квартиру, вижу, что бабушка лежит на полу в обнимку с телефоном и причитает. При виде меня обрадовалась, слезы утерла. Я – в два прыжка через бабушку к двери, открываю, впускаю ребят. Забегает толпа моих мужиков, бабушку на руки – и на диван. Тут королевской походкой заходит врач «скорой»… в общем, бабушку спасли, все счастливы, хэппи энд.

Юлия с коллегами-мужчинами на равных. Фото из архива КГКУ "Спасатель"

Юлия с коллегами-мужчинами на равных. Фото из архива КГКУ "Спасатель"

Знакомьтесь: Юлия Борисова, спасатель 1 класса. 16 лет она была единственной женщиной на весь Красноярский поисково-спасательный отряд, в котором работают 60 мужчин. Да такой концентрации мужского внимания позавидует любая светская львица. Добавьте к этому, что при росте 170 сантиметров она весит всего 60 килограммов.

Лиха беда начало

Восхождение к профессии началось еще в школе. Юля росла в Абакане. Взбираясь на невысокие скалы в окрестностях городка вместе с ребятами из кружка юных альпинистов, Юлия еще не знала, что это пригодится ей в жизни. После школы в 1988 году приехала в Красноярск. Поступила учиться по принципу, где стипендия побольше – 70 рублей на заводе-втузе. О 90-х Юлия старается не вспоминать, для нее это были годы неопределенности.

В 1999 году был образован Красноярский поисково-спасательный отряд из 20 спасателей, начальника и его заместителя.

- Большинство из тех, кто пришел в первом наборе в отряд, были мои друзья по скалолазному делу, - рассказывает Юлия. – Я в то время была в свободном плавании – время такое было. Основной доход мне приносила швейная машинка. Одним словом, забегала я в гости к друзьям, в их конторку, слушала истории. А когда узнала, что дополнительно набирают трех человек, то подала заявление в отряд, не раздумывая. И меня взяли сразу же. Это был декабрь 2000 года, мне было 29 лет. Вот с тех пор я бессменно тут, потому что чувствую: это – мое место.

Задача Красноярского ПСО – выручать из передряг местное население. А сибиряки такие изобретательные: то провалятся куда-нибудь, то с моста в Енисей сиганут, то заберутся на высоту, а обратно никак, то застрянут. Редко когда у спасателей этого подразделения МЧС бывают смены без происшествий. Детишки часто не дают скучать: выскочила мама на секунду на лестничный пролет мусор выбросить, а они дверь изнутри на замок – щелк. Мама в истерике звонит спасателям. В таких случаях тоненькая Юля просто незаменима.

Будни спасателей: тренировка на "Столбах". Фото из архива КГКУ "Спасатель"

Будни спасателей: тренировка на "Столбах". Фото из архива КГКУ "Спасатель"

Бояться – в спасатели не идти

- Только один раз мне на работе было страшно, - признается она. – Помню, старый-престарый трехэтажный дом, нужно было проникнуть в квартиру на третьем этаже, через окно – больше никак. Веревку привязали к старой вентиляционной трубе на крыше. А труба на честном слове держалась, да и дом весь ходуном ходил при любом движении. Я боялась, что труба оторвется. Но все обошлось, я благополучно преодолела форточку. Эх, форточки сейчас не те, что в былые времена, - делает Юля лирическое отступление. – Тогда окна были деревянными, форточки просторными. В них не только я могла пролезть. Туда можно было хоть слона за хобот затащить, если правильно постараться.

О личной жизни Юлия говорит так: замужем за работой. Ей есть о ком позаботиться – все-таки 60 мужиков. Ее старенькая швейная машинка давно прописалась на базе спасателей. Кому карман или светоотражающую полоску пришить, кому брюки укоротить, кому пуговицу приштопать – это к Юле. Время от времени она балует своих напарников домашней выпечкой.

– Я среди моих мужчин, как у Христа за пазухой. Меня здесь уважают и оберегают. Но когда на спасоперации – тогда никаких поблажек, только дополнительная страховка.

В 2016 году Юлия Борисова покорила обе вершины Эльбруса. Фото из личного архива

В 2016 году Юлия Борисова покорила обе вершины Эльбруса. Фото из личного архива

Скалолазка, чемпионка

В спасатели Юлю взяли не за красивые глаза, а потому что у нее был альпинистский опыт, она с веревками и скалами на «ты». Но как только она попала в отряд, стала заниматься этим уже на профессиональном уровне. Сегодня она – мастер спорта по альпинизму, член сборной Красноярского края. Свои отпуска проводит в горах, в последнее время летает в Крым на соревнования по скалолазанию.

А в прошлом году Борисова поднялась на Эльбрус, на обе его вершины. Западная вершина встретила ее ослепительным солнцем. А вот на восточной был такой ветер, что с ног сдувало. Группа повернула обратно, а красноярка благодаря своей отменной экипировке и сибирскому упрямству взошла. Потому что нет для нее непреодолимых вершин.

Недавно в отряде появились еще две женщины - Анастасия Гайсина и Наталья Мурик

Недавно в отряде появились еще две женщины - Анастасия Гайсина и Наталья Мурик

Фото: Мария ЛЕНЦ

А начальник рассказал…

Дмитрий Тырцев, начальник Красноярского ПСО:

- Нет у нас таких профессий, куда женщинам вход заказан. Есть ведь женщины-космонавты, так почему бы не быть женщинам-спасателям? Я скажу больше: Юлия Борисова 16 лет была единственной в отряде, а недавно к нас пришли Анастасия Гайсина и Наталья Мурик. Они наравне с мужчинами исполняют свои обязанности и ни в чем им не уступают. Для них верхолазные работы не проблема. Анастасия Гайсина у нас, к тому же, еще и дипломированный врач.

Мне парни, которые работают в сменах с девчатами, рассказывают, что пострадавшие или родственники пострадавших охотнее тянутся к ним: женщина – спасатель действует успокаивающе в критических ситуациях. Человек, попавший в беду и находящийся в шоковом состоянии, ей больше доверяет.

В коллективе отношения очень даже нормальные. Присутствие дам дисциплинирует моих парней, от крепкого слова они воздерживаются. И никто никогда не жаловался, что женщина в смене. Наоборот.