Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Звезды1 сентября 2017 15:35

«Аритмия» одолела Сахалин

В столице острова закрылся седьмой кинофестиваль «Край света»
На Сахалине завершился седьмой кинофестиваль "Край света". ФОТО sakhalinfilmfestival.ru

На Сахалине завершился седьмой кинофестиваль "Край света". ФОТО sakhalinfilmfestival.ru

На заставке кинофестиваля «Край света» японец в конической шляпе приветствует джентльмена в цилиндре; церемонно раскланявшись, они усаживаются смотреть кино перед белым экраном, и просвет между их фигурами образует силуэт острова. Логично было бы предположить, что основной темой фестиваля будет столкновение Востока и Запада, европейской и азиатской культур — благо, Сахалин на всех глобусах находится в трех миллиметрах от Хоккайдо, и как раз пролив Лаперуза с его огромными медузами разделяет две огромные и очень интересные цивилизации, по которым не сразу и скажешь, что они находятся на одной планете. Однако программный директор Алексей Медведев и глава фестиваля Алексей Агранович решили на этот раз не ограничиваться этой темой — оно и к лучшему, потому что программа стала живее и разнообразнее.

Генпродюсер кинофестиваля «Край света» Алексей Агранович.

Генпродюсер кинофестиваля «Край света» Алексей Агранович.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Председатель жюри фестиваля Марина Разбежкина.

Председатель жюри фестиваля Марина Разбежкина.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Впрочем, в первый же день показали фильм Жана-Стефана Совера «Молитва перед рассветом», который описывает приключения британского боксера в тайской тюрьме — там это столкновение культур выражено так, что ярче и не бывает. Боксер этот спекулирует на улицах Бангкока тем крэком, который не успел употребить сам, благодаря чему и попадает за решетку; а тайская тюрьма, как мы все знаем — не чета британским и даже сахалинским времен Чехова. В параллельном мире неприятному светлокожему гопнику, очень неплохо сыгранному Джо Коулом, приходится пройти через невообразимую грязь и через жестокость сокамерников, чтобы стать мастером по местной разновидности бокса муай-тай и, порвав себе селезенку, все-таки стать самым лучшим боксером среди всех тайских зеков. Это не так мучительно, как выглядит в пересказе — наоборот, «Молитва» обладает вполне себе бодрящим эффектом, пробуждая даже в душе рафинированного критика животное, которое стремится прежде всего к выживанию.

Кадр из картины "Молитва перед рассветом".

Кадр из картины "Молитва перед рассветом".

Еще один хороший фильм - «Слава» Кристины Грозевой и Петра Вылчанова из Болгарии — не самой кинематографической державы (но члена Евросоюза — то есть это восток Запада!) Это очень милая трагикомедия про бородатого, несчастного обходчика путей, который однажды нашел на этих самых путях несчитанные миллионы левов. И отдал их государству вместо того, чтоб присвоить себе. Героя мгновенно взяла в оборот пиарщица болгарского министерства транспорта, запустив цепочку событий, которые привели к таким крантам, которые с ходу нельзя и вообразить.

Фильм "Слава" - трагикомедия про несчастного обходчика путей, который внезапно разбогател.

Фильм "Слава" - трагикомедия про несчастного обходчика путей, который внезапно разбогател.

Но самые эпические кранты начинаются в фильме Резо Гигинеишвили «Заложники» - самой драматической, самой мрачной работе автора комедий «Жара» и «Любовь с акцентом». Это документальная драма, созданная по мотивам реальных событий — когда группа молодых грузинских идиотов попыталась угнать самолет в Турцию. Они желали и сладости (хотя сладость у них была, они все являлись детьми больших грузинских шишек), и свободы. Но в результате они убили кучу невинных людей. Это захватывающая и до одури печальная история, и Резо отлично ее снял — и получил приз за режиссуру как на «Кинотавре», так и на Сахалине.

Под занавес фестиваля показали «Аритмию» — фильм, который нравится абсолютно всем людям. Артхаусный (ранее) режиссер Борис Хлебников снял кино, которого, грубо говоря, ждали много лет: обаятельное, печальное и невероятно доброе в самом лучшем и подлинном смысле этого слова, пропитанное неподдельной нежностью к людям. Его герои, превосходно сыгранные Александром Яценко и Ириной Горбачевой — врачи скорой помощи, а еще они муж и жена, находящиеся на грани развода. Днем Яценко спасает людей, привозя их с вызовов в приемный покой, где работает Горбачева, а вечером напивается в стельку — потому что работа слишком нервная. В реальности человек, пьющий так много и так быстро, вскоре сам бы стал пациентом, и у любой нормальной женщины, живущей с таким кадром, быстро возникли бы к нему вопросы именно по алкогольной части. Но Яценко наделяет персонажа сказочным, отчаянным, сумасшедшим обаянием: он инфантилен, но это инфантильность доброго, нескладного и несчастного подростка, которого хочется обнять и заплакать. Что героиня Горбачевой, в общем, и делает — другого выхода у нее просто не остается. Про то, что ее муж — алкоголик, она за весь фильм не вспоминает ни разу. В конце концов, каким бы алкоголиком он ни был, он за месяц приносит другим людям больше добра, чем у большинства получается сделать за всю жизнь.

После премьеры «Аритмии» на «Кинотавре» лента фейсбука (а она у меня примерно наполовину состоит из кинокритиков) практически взорвалась: я не вспомню такого единодушного выражения восторга. Сейчас проходят предпремьерные показы в Москве, и я снова наблюдаю за людьми, которые посмотрели фильм в столице и теперь захлебываются. Это какая-то ажитация — вряд ли и сам режиссер Борис предполагал, начиная съемки, что «Аритмия» так точно будет соответствовать представлениям русского зрителя о хорошем кино.

Актер Александр Яценко в фильме "Аритмия".

Актер Александр Яценко в фильме "Аритмия".

Нет ровно ничего удивительного в том, что «Аритмия» отхватила на Сахалинском кинофестивале три первостепенных награды. Яценко был назван лучшим актером, а сам фильм получил сразу два приза — зрительских симпатий и главный приз жюри. Немного жаль, что великолепная Горбачева оказалась в тени, но тут уж жюри явно застеснялось складывать все награды в одну корзину.