Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество10 сентября 2017 22:00

Диагноз форума «Город образования»: Учить, как в прошлом веке, уже бесполезно

Главная задача учителя - чтобы ученику не было скучно на уроках
Главная задача учителя - чтобы ученику не было скучно на уроках.

Главная задача учителя - чтобы ученику не было скучно на уроках.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

По сути – все мастер-классы, дискуссии, презентации, батлы, квесты и даже V съезд учителей Москвы, проходившие на завершившемся в субботу Форуме «Город образования», были об одном: по-старинке учить больше нельзя, не получится. Бессмысленно.

- Величие учёного определяется тем насколько он затормозил науку, - пошутил научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. Расшифровывать смысл шутки не нужно было. Речь шла о Яне Амосе Коменском, придумавшем еще в 17 веке классно-урочную систему. Четвертый век уже идет, как человечество радостно запихивает свое подрастающее поколение в коробки классов и бьет ему учебником по голове, надеясь высечь искру знания. И ничего, до поры до времени ведь выходило-то неплохо. Получались, как мы сами гордились, образованные люди. Ага.

Пока не пришли новые технологии, цифровой мир и пока не стало формироваться информационное цунами, накрывающее и детишек, и взрослых. И тут, наконец, ученым пришло в голову выяснить насколько эффективны школьные знания.

Что остается в голове?

- Через пять лет после окончания школы человек многие знания уже забыты напрочь. Часто – больше половины школьной программы, - сообщила печальные данные психолог Виктория Шиманская. – Конечно, умение читать-писать остается, а вот то, что проходили на уроках биологии, химии, геометрии, географии, забывается.

Еще раз перечитайте цитату. И проверьте на себе – что вы помните из уроков в средней и старшей школе?

Была надежда на то, что когда понадобятся эти знания, они сами всплывут, вспомнятся. Где-то они ведь там, на подкорке, записаны! Ничего подобного! Не всплывут.

- Я закончила университет с красным дипломом. Прекрасно решала задачи по высшей математике, - признается Виктория. – А сейчас помню только, что интеграл – такой элегантный значок.

Выходит, что из десяти лет (округлю для удобства), проведенных за партами, эффективными оказались только пять?! Лучшее время жизни – детство и юность - мы просиживали в тех самых классах впустую? Ведь все самые счастливые и солнечные воспоминания, как правило, не связаны с занятиями, а с тем, что было до или после них. То есть мы ярко жили на каникулах. А уроки – вычеркнутое время?

Успокаивать нас, старших, может только одно – у нынешних выпускников эффективность проведенного в школе времени еще меньше. Информации много, и всю ее стараются впихнуть в подростковую голову, потому как надо. В результате у ребят в голове образовался дуршлаг – лишнее проскакивает через дырочки, нужное остается. Хотя и оно задерживается ненадолго. Задай через год-два тому, кто сдал ЕГЭ на высокие баллы, какую-нибудь задачку из того же экзамена…

Я сам спрашивал чуть-чуть подросших отличников по географии, истории, литературе о элементарных вещах. В ответ удивление – мы же это сдали! Сдали – забыли.

А что тогда осталось? То, что нужно для жизни. Мозг так устроен – оставляет нужное и важное.

Будущее неопределенное

«Мы должны учить детей тому, что им понадобится в жизни!» - говорили и директор школы из Хельсинки Лина Лиусваара, и ее коллеги из школы в штате Колорадо (США) Грег Бемфорд, и Аллан Кьяер Андерсен из Копенгагена. Проблемы у всех в общем-то одинаковые – в одну эпоху живем.

Но вот вопрос – а что им понадобится в жизни? Нет, про правило «не суй пальцы в розетку!» сейчас никто не говорит.

Серьезно, что? Никто ведь не знает, каким мир будет через десять лет. А уж через двадцать - и подавно?

- 80 процентов названий профессий, которые будут в 2030-2035 годах, нам сейчас неизвестны! – говорит Вероника Зонабенд, сооснователь международной школы UWC в Дилижане (Ехать в Армению за школьным образованием? Еще несколько лет назад такой вопрос было бы неприлично задавать, а теперь в Дилижан даже американцы приезжают).

Чему нужно начинать учить малышей, чтобы во взрослой жизни они были успешны, счастливы, смогли обеспечить себя и свои семьи?

- Школа сначала сама должна научиться жить в обстановке неопределенного будущего! – такой афоризм выдал Павел Рабинович, главный научный сотрудник Федерального института развития образования.

В итоге эксперты сошлись в одном – школа должна давать базовые знания. То есть учить писать, считать, грамотно и красиво говорить на родном языке, обучать нескольким языкам иностранным, закладывать знания об окружающем мире.

- О том, что в Финляндии отменили все предметы, а вместо них ввели некие предметные области, это журналисты из «Гардиан» выдумали, - комментирует Лина Лиусваара.

- У нас много экспедиций, мы познаем мир в поездках. Для того, чтобы изучить круговорот воды в природе, специально выезжали на озера, которые от нас в четырех часах пути, - подчеркивает Грег Бемфорд. – Но все проекты - во второй половине дня. В первой – обычное учебное расписание.

Только бы скучно не было

Проблема в том, КАК вкладывать в голову детей эти самые базовые знания? И в том, что теперь к базовым знаниям нужно относить еще не только умение писать правильно «жи» и «ши», но и работу в команде, умение выстроить коммуникации со сверстниками и со взрослыми, научиться планировать свое время, критически оценивать сваливающуюся на тебя информацию. Если нам нужны талантливые и умелые инженеры – их придется учить работать в команде: инженерное творчество – это коллективный труд.

Этого в советской школе не давали, да и в постсоветской тоже не сильно развивали.

Появляется вообще непонятное предложение – «в школе должно быть интересно!» Да ладно?! Нам всегда говорили так: «вот родители идут на работу, это их обязанность, а школа – это твоя работа».

А «интересно», оказывается, потому, что при этом лучше запоминается, откладывается в памяти.

Во всех развитых странах мира по сути идет один и тот же процесс перестройки школьного образования. И внутреннего, и внешнего. Вместо классов-коробок – открытые пространства, много разнообразных площадок для того, чтобы посидеть с друзьями, выполняя увлекательный проект. Архитектура, что называется, в помощь. Новые корпуса московских школ тут ничем не уступают школьным пространствам в Скандинавии, США или в Сингапуре. Взять тот же открытый в этом году инженерный корпус школы 548 «Царицыно» или школу 2048 в Некрасовке. Конечно, в таких школах и учить по-новому легче.

Но все школы не реконструируешь и новые корпуса не построишь. А меняться придется. Значит, под новый стиль преподавания нужно обучать учителей и перестраивать уже существующие типовые «коробки», менять расписание.

- В нашей школе создаются пространства, где нет границ между классами и рекреациями. А учебные дни в вузах, в музеях в научных институтах Москвы – это часть нашего расписания, – рассказывала красотка в стильном деловом костюме - директор школы 1560 Ирина Жданова.

- У нас самое обычное здание, мы не отбираем детей, к нам приходят ребята из нашего микрорайона, - практически повторяет Жданову Лина Лиусваара. И за ней на экране появляется скучная многоэтажка с небольшими окнами. – Но внутри у нас много открытых пространств. В коридорах ученики проводят не меньше времени, чем в классах, собираясь в группы, обсуждают проекты, что-то придумывают.

Лина на секунду прерывает свою презентацию. А потом добавляет:

- Я много лет работаю в образовании, побывала директором трех школ. И поначалу мне было сложно привыкнуть к шуму на уроках. Мне казалось, что на уроках должна быть тишина – тогда понятно, что все работают. Потом я поняла – школа должна шуметь. Это счастливый шум увлеченных детей.

Видимо, и нам придется привыкать к шуму на уроках.

Как падает интерес к урокам.

Как падает интерес к урокам.