Премия Рунета-2020
Пермь
+5°
Boom metrics
Общество15 сентября 2017 9:12

8 фактов о Горнозаводской железной дороге на пермской набережной

«Комсомолка» вспоминает исторические факты о путях, которые планируют разобрать, чтобы благоустроить берег Камы
Фотография из архива Михаила Кориненко. (Серия открыток с видами Перми была выпущена магазином А.В.Синакевича в 1906 году)

Фотография из архива Михаила Кориненко. (Серия открыток с видами Перми была выпущена магазином А.В.Синакевича в 1906 году)

8 сентября в Перми был с рабочим визитом Владимир Путин. Сразу из аэропорта президент поехал на набережную, где губернатор Максимом Решетников рассказал ему о грандиозной реконструкции, которую планируют завершить к 2023 году, 300-летию Перми.

Железнодорожную ветку планируют перенести на другой берег, а вместо поездов по набережной побегут трамваи. На обновленной набережной планируют разместить краеведческий музей и Пермскую художественную галерею. В исторических зданиях речного вокзала и вокзала Пермь I откроется выставка «Россия - моя история». Кроме того, здесь может быть построена вторая сцена театра оперы и балета. Планируются благоустроить спуск к реке в районе эспланады.

А мы вместе с пермскими краеведами вспомнили историю Горнозаводской железной дороги, которой, возможно, скоро не будет.

1. Первая из Европы в Азию

Это сейчас поезда, пересекающие Уральский хребет и связывающие Пермь и Екатеринбург, движутся по Транссибирской магистрали через Кунгур и Шалю. А почти 140 лет назад начальный пункт Уральской железной дороги находился на нынешней станции Пермь I. Отсюда в феврале 1878 года пошел первый поезд через станцию Чусовскую и Нижний Тагил до Екатеринбурга. Поэтому Горнозаводскую железную дорогу можно смело назвать первой, связующей Европу и Азию.

2. Чехов – заложник расписания

Кстати, именно с вокзала Пермь I садился в поезд до Екатеринбурга Антон Павлович Чехов, когда совершал свой знаменитый вояж на Сахалин. В записных книжках классика остались воспоминания, как он, прибыв в апреле 1890 года на пароходе в Пермь, был обескуражен известием, что поезд до Екатеринбурга уже ушел и ему предстоит провести здесь ночь. Тогда же он оставил в своих воспоминаниях нелицеприятные отзывы о губернском городе, как грязном и совершенно неблагоустроенном.

3. Вокзалы-близнецы

Вокзал Пермь I, по словам краеведа Вячеслава Красавина, - практически, точная копия старого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Здания вокзалов были построены по типовому проекту архитектора Шрейбера в 1877-1878 годах. – Обидно только, что старый вокзал в Екатеринбурге давно реставрировали, а пермский вот уже не первое десятилетие находится в состоянии ремонта, - говорит Вячеслав Красавин. Кстати, после реставрации железнодорожного вокзала Пермь I краевые власти планируют разместить там экспозицию «Россия – моя история». Вячеслав Красавин же, в свою очередь, вспоминает, что в советское время на вокзале был очень приличный зал ожидания, а, самое главное железнодорожный ресторан, куда пермяки ходили выпить кружечку пива.

4. Стена культурного наследия

Когда строители прокладывали рельсы от Перми I до Заимки, они построили уникальную подпорную стенку, которая стоит и по сей день. - Почти на всем протяжении железной дороги вдоль нынешней набережной мы можем наблюдать подпорную стенку, которая держит огромную массу земли, - говорит Вячеслав Красавин. – Ее уникальность в том, что для того времени это было выдающееся строение, которое до сих пор не повело от давящей массы земли.

5. От Перми I к Перми II

А ныне существующая ветка от вокзала Пермь I до вокзала Пермь II была построена в 1898 году. Тогда, по словам краеведа, строился железнодорожный мост через Каму, который был призван соединить Уральскую железную дорогу с Вяткой и Котласом. Кроме того, в районе Заимки (место, где сейчас находятся корпуса Пермского классического университета) находились пристани пермских пароходчиков, поэтому доставка груза по железной дороге до речных судов была им как нельзя на руку. До сих пор жив и тоннель, проходящий под улицей Монастырской. Его тоже построили в 1898 году, когда тупиковую ветку на Перми I продлевали до Заимки. Сейчас этот путепровод находится в аварийном состоянии, поэтому по нему запрещен проезд большегрузного транспорта.

6. Пермское метро

Практически до начала XXI века железнодорожная ветка от Верхней Курьи и до Голованово служила для пермяков аналогом метро. Поскольку наш город очень протяженный, а без пересадки на автобусах в то время добраться до того же Левшино или Голованово было просто невозможно, люди ездили на электричках. Еще в 90-х года станция Пермь I была центром притяжения горожан, здесь постоянно толпился народ, который ждал своей электрички, чтобы добраться в отдаленные районы города. Сейчас же, когда автобусы доставляют горожан без пересадок от центра города в любой, даже самый отдаленный микрорайон, спрос на электрички, следующие по Горнозаводской железной дороге, заметно снизился. Однако до сих пор многие предпочитают проехать большое расстояние без пробок на электропоезде.

7. Здесь останавливались «скорые»

В году былого величия станции Пермь I, здесь останавливалось множество скорых пассажирских поездов: «Москва-Соликамск», «Казань-Соликамск», «Симферополь-Нижний Тагил», «Пермь-Екатеринбург»… Все они шли именно по Горнозаводской ветке. И до сих пор фирменный поезд «Малахит», сообщением «Москва-Нижний Тагил» проходит через Пермь I.

8. Железную дорогу хотели пустить в тоннель

С начала «нулевых» власти Перми и края стали задумываться о реконструкции нижней набережной от Перми I до порта «Пермь». Пик «прожектов» новой набережной пришелся на период управления регионом Олегом Чиркуновым. Тогда были опубликованы множество проектов от самых именитых архитекторов и проектировщиков, которые делали из набережной райское место: к реке можно было спуститься на лифте и эскалаторах, к Каме выходили причалы, а в склоне горы размещались кафе, рестораны и магазины в стеклянном исполнении. Тогда участок железной дороги на набережной планировали пустить в тоннель, а над ним уже обустроить безопасные спуски к реке с центральных улиц города.