Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество15 сентября 2017 22:00

Продавец в газетном киоске должен уметь хотя бы читать по-русски

Корреспондент «КП» устроился торговать печатными изданиями и выяснил, правда ли, что в Москве исчезают павильоны печати [инфографика]
Павел Клоков: - О моем журналистском прошлом и настоящем в киоске не знали. Так что перед вами редкий кадр.

Павел Клоков: - О моем журналистском прошлом и настоящем в киоске не знали. Так что перед вами редкий кадр.

Фото: Личный архив

У нас в редакции телефон уже охрип от звонков читателей, которые жалуются, что газетные киоски исчезают один за другим. Я начал это дело расследовать. И скоро выяснил, что никакого намеренного истребления нет. Просто старые киоски поизносились и вместо них устанавливают новые. Но происходит это не очень быстро. Префектура обустраивает территорию, подключает павильон к электросетям, проводит конкурс среди торговцев и только потом передает его в пользование. Но читатели в эти аргументы не верят.

В общем, я решил устроиться «продавцом печатной продукции» и посмотреть, что на самом деле происходит в этом бизнесе.

«СТРАННО, ЧТО ВЫ НЕ УЩЕРБНЫЙ»

Компания, в которую я попал, скромно называет себя лидером на рынке распространения печатной продукции. Причем не только в Москве, но и в Центральном федеральном округе.

- Я не понимаю, зачем вам это нужно! - распалялась молодая женщина, читая мою анкету. - Вы здоровый 30-летний мужчина. С высшим образованием. А к нам приходят всякие инвалиды и пенсионеры. У нас зарплата 15 тысяч.

- В объявлении - 35 000...

- Это у тех, кто давно работает. А новички получают очень мало.

И все-таки я уговорил эту барышню взять меня в продавцы.

Даже если в стране что-нибудь случается и на первых полосах громкие заголовки, спрос на газету не увеличивается.

Даже если в стране что-нибудь случается и на первых полосах громкие заголовки, спрос на газету не увеличивается.

Фото: Павел КЛОКОВ

АРЕНДА РАСТЕТ

Рабочий день у продавца газет начинается в семь утра, а заканчивается в восемь вечера. Меня определили в киоск, расположенный возле станции метро «Улица Скобелевская» (это на юге столицы - недалеко от Битцевского парка). Первые дни я как стажер работал с наставником. Ольга Казарова приехала в Москву из Тамбовской области.

Мы разложили по стендам новые журналы, причем строго по планограмме. Женские - на левую сторону, мужские - на правую. Всю ежедневку - на витрину, рядом - коллекционные издания и кроссворды. Далее по списку - детские журналы и атласы. Есть в киоске и всякая мелочовка - жевательные резинки, карандаши, игрушки, батарейки. Раньше были еще напитки, но их никто не покупает. Ибо рядом в сетевом магазине такая же бутылка воды в два раза дешевле.

Зарплата продавца напрямую зависит от выручки. 350 рублей в день платят обязательно. Плюс 12% от ежедневной прибыли. Но, по словам Ольги, лет пять назад ежедневные газеты растаскивали за полдня, а сейчас они могут лежать до вечера и уйти на возврат.

- У меня такое ощущение, что у людей вообще нет денег, - говорит Ольга. - Экономят на всем. И как этих покупателей завлечь, непонятно. Даже если в стране что-нибудь случается и на первых полосах громкие заголовки, спрос на газету не увеличивается.

Кстати, аренда моего киоска (он нового образца) в прошлом году выросла с 18 до 86 тысяч рублей в месяц.

Рабочий день у продавца газет начинается в семь утра, а заканчивается в восемь вечера.

Рабочий день у продавца газет начинается в семь утра, а заканчивается в восемь вечера.

Фото: Павел КЛОКОВ

НАДЕЖДА НА ПОСТОЯННЫХ КЛИЕНТОВ

После того как мы разобрались с товаром и ценниками, делать стало совершенно нечего. Я рассматривал стопку желтых книженций. Названия впечатляют. «Губительные ласки», «Плейбоев не ревнуют», «Ночь сумасшедшего экстаза». Я открыл первый попавшийся роман и прочел:

«...если она снова почувствует вкус его губ, то потеряет контроль над собой. Глаза Романа потемнели от страсти».

- Кроссворды берут, - делилась со мной Ольга. - Хотя больше их берут постоянные покупатели. И я уже заранее знаю, кому какой журнал дать.

Большая часть прибыли киосков - от продажи печатной продукции, поэтому торговать газетами по-прежнему выгодно.

Большая часть прибыли киосков - от продажи печатной продукции, поэтому торговать газетами по-прежнему выгодно.

Фото: Павел КЛОКОВ

МИГРАНТОВ НЕ БЕРЕМ

К обеду мы наторговали 7 тысяч. По словам Ольги, это нормально.

Какая-то женщина попросила что-нибудь почитать своему мужчине. Я вспомнил про глаза Романа, потемневшие от страсти, но совершенно неожиданно продал ей журнал «Планета здоровья», на обложке которого красовался анонс «9 причин кушать кабачок».

Кстати, я выяснил, что моя компания старается брать в свои киоски только русских женщин. В других компаниях мигрантов берут в киоскеры, но не всех. Они должны иметь все необходимые документы и хорошо говорить по-русски. А главное, читать. (Иначе как ты поймешь, где какой журнал? В больших киосках одной только печатной продукции больше ста наименований.)

Зарплата продавца напрямую зависит от выручки.

Зарплата продавца напрямую зависит от выручки.

Фото: Павел КЛОКОВ

«А НЕ НАДО ВСЯКУЮ ЧЕРНУХУ ПИСАТЬ»

За весь день мы наторговали около 12 тысяч. Одна из них пошла в зарплату продавщицы (плюс те самые 350 рублей, которые обязательны). Мне ничего не пошло, потому что я стажер.

Я все пытался найти ответы на два главных вопроса. Действительно ли киосков «Печать» становится меньше в Москве? И почему люди не хотят покупать газеты?

- Киосков, наоборот, становится больше, - уверена Ольга (ее слова мне подтвердили в столичном Департаменте СМИ и рекламы - см. «Официально»). - И от этого прибыль тоже падает. Пару лет назад я работала в этом районе одна и хорошо зарабатывала. А сейчас возле «Пятерочки» киоск поставили. И еще один рядом с ним - на перекрестке. Люди выходят из магазина и покупают газеты у них. А раньше-то все ко мне приходили.

- Ну а почему читать стали меньше?

- Ну а как такое читать?! - продавщица схватила ежедневную газету. - «Две казашки приехали в Москву и зарезали в Братееве мужика. И расчленили. Чтобы завладеть квартирой»... Ну кто такое захочет читать?

Спорить я не стал.

Как меняется ситуация с печатными павильонами в Москве.

Как меняется ситуация с печатными павильонами в Москве.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

КОММЕНТАРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

«В убыток работать никто не станет»

Гендиректор компании «Медиа-Селект» Кирилл Мещеров рассказал «КП» о расходах газетного киоска и его прибыли. Аренда, правда, выросла. Сейчас первоначальная цена лота, который выставляют на электронных торгах, 12 тысяч рублей. И дальше участники аукциона начинают состязаться и предлагать свою цену. Недавно лот на право торговать в подуличном переходе на станции метро «Юго-Западная» вырос до 495 тысяч рублей. И желающие платить такую аренду нашлись.

- Но мы в среднем платим 35 тысяч рублей в месяц, - рассказал Кирилл. - А месячная прибыль одного киоска составляет около 300 тысяч. 250 из них - от продажи печатной продукции, и еще 50 - от дополнительных мелких товаров (игрушки, расчески, жевательные резинки, канцтовары). В убыток, конечно, никто работать не будет.

- А какие расходы у киоска?

- Кроме аренды, где-то 5 тысяч в месяц - оплата электричества. Cтраховка - за нее надо отдавать 20 тысяч в год. Плюс раз в месяц приходится покупать краску и устранять творчество уличных художников, которых хлебом не корми, но дай порисовать на киоске. Это еще 3 тысячи.

То есть расходы составляют примерно 44,5 тысячи при 300-тысячной прибыли. Определенная часть от прибыли идет на закупку товарной продукции. Понятно, что этот расчет подойдет не для всех киосков. Где-то аренда на порядок выше, но и выручка может дойти до миллиона рублей (а то и больше) в месяц - это касается «жирных» мест: возле станций метро с высокой проходимостью. А учитывая, что большая часть прибыли - от продажи печатной продукции, ясно, что торговать газетами по-прежнему выгодно.

ОФИЦИАЛЬНО

В Департаменте СМИ и рекламы «КП» сообщили, что замена газетных киосков в столице продолжается, причем и днем, и ночью. Размещать их стараются там, где они уже были более 10 лет. Киоски сделаны в едином архитектурном стиле. Для удобства покупателей площадь выкладки и витрин увеличена, сами киоски стали разных размеров - от 6 до 12 кв. м. Стеклопакеты изготовлены из закаленного стекла.