Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество29 сентября 2017 22:00

Почему Ленин выгнал русских философов в Германию

95 лет назад двумя пароходами десятки ученых были отправлены из Петрограда в немецкий Штеттин — в вечную ссылку
Егор Холмогоров в эфире Радио «Комсомольская правда»

Егор Холмогоров в эфире Радио «Комсомольская правда»

Фото: Иван МАКЕЕВ

Историк, писатель и политолог Егор Холмогоров на Радио «Комсомольская правда» дал свою оценку самому масштабному изгнанию мыслителей, в том числе с мировыми именами, из нашей страны.

- 29-30 сентября — юбилей вынужденной иммиграции — знаменитых «философских пароходов».

- По приказу Ленина из страны были высланы десятки историков, богословов, писателей. Случился огромный исход людей, которых Советская власть воспринимала не просто как своих интеллектуальных оппонентов — как врагов.

- Чем эти люди были опасны для Советской власти в 1922 году? Почему их не посадили?

- Почему не посадили - да потому что в тот момент Советская власть пыталась добиться разрядки с Европой. В первую очередь, с той же Германией — с ней только что был подписан Раппальский договор о совместной политической линии против Англии и Франции. Излишне напрягать международные отношения расстрелами или ссылками во глубину сибирских руд известных всему миру ученых и мыслителей, исчезновение которых не могло не остаться незамеченным — это было невозможно. Как тогда рассуждал Лев Троцкий — поскольку расстреливать этих людей было не за что, пришлось их выслать за границу. Владимир Ленин одно время считал, что высылка за границу должна быть самой страшной мерой для контрреволюционеров. Пойди большевистский террор по линии высылок, все в стране могло бы сложиться по другому.

- Чем конкретно мыслители мешали?

- Их не могли тут терпеть, потому что они хорошо разбирались в мировой интеллектуальной повестке. Некоторые из них в учении Маркса разбирались не хуже вождя мирового пролетариата, а, возможно, и лучше. Николай Бердяев или Сергей Булгаков начинали как марксисты. И «Капитал» читали, возможно, пристальней, чем Ульянов-Ленин. И потому могли с ним успешно полемизировать. Эти люди осуществляли постоянную интеллектуальную критику того режима, который формировался при большевиках. К началу 1920-х годов они уже перешли на позиции национально-православные. Это было движение от марксизма к идеализму. С точки зрения Ленина, у которого все было гипертрофировано, эти люди были черносотенцами. По меркам царской России они были умеренными либералами.

- Что стало спусковым крючком?

- Последнее, что взорвало Ильича — выпуск книги, где авторами были Бердяев, Булгаков, Степун и еще несколько человек под названием «Освальд Шпенглер и Закат Европы». Анализировались идеи знаменитого немецкого философа о расцвете и закате локальных культур. Обозначалось, что Россия - отдельная культура, которую революция избавила от западнического налета. Предполагалась, что тут коренная Россия Протопопа Аввакума и может возникнуть. Ленина взбесила эта книга — возникало альтернативное видение истории развития страны. И впереди маячил не социализм сначала в одной стране, а потом и мировая революция. Возникало понятие русской культуры как самостоятельного феномена. Ленин увидел не просто альтернативный анализ — он увидел альтернативную программу, столь же привлекательную для молодых людей, особенно образованных, как и марксизм.

- Философы оказались опаснее вооруженного подполья?

- В общем, да. Ведь значительная часть подполья — люди, обращенные к прошлому. Можно было просто сказать: мы вернем вам царя. Но большинству в стране в тот момент казалась: нет, только не царь. Здесь же звучало новое слово - и тоже с опорой на немецкого философа, но почти лет на 70 поактуальнее, чем Маркс. У одного - программа на будушее вообще, а у другого - программа на будущее, прописанная под Россию. При том Шпенглер многого не понимал в России в деталях, многое не угадал. Так он писал, что в России невозможно развитие астрономии — русский, глядящий на звезды это нонсенс. Мы ему доказали, что он глубоко не прав( кстати, русский космизм начал развиваться еще до революции)! Идея Шпенглера— что оригинальная русская культура в будущем, она только формируется. И запад умрет, Европа закатится, а Россия, наоборот, будет расцветать — такая идея была колоссально конкурентноспособна по сравнению с большевизмом. И людей с подобными идеями нельзя было щадить в российском пространстве.

- Еще они издавали журнал «Экономист», про который Ленин писал что это центр контрреволюции, растлители молодежи, шпионы - и авторов надо отлавливать и высылать.

- У многих их высланных было серьезное экономическое образование, и они серьезно критиковали экономические потуги большевиков. Сначала военный коммунизм, потом игры с НЭПом. Но получилось в итоге то, что и журнал «Экономист», и книга про Шпенглера этим мыслителям российским спасли жизнь. Большинство из них прожили на Западе до 40-х и 50-х годов - и довольно неплохо прожили. А те их сотоварищи, что остались в России, через несколько лет были расстреляны или посажены — первая волна посадок пошла в 1929 году. Причем активно сажали интеллигенцию, которая согласилась сотрудничать с Советской властью. Потом всех тех, кто посидел в 1929 и 1930-м годах, загребли в 1937-м. Перестреляли всех, кто еще оставался. А Бердяев и Ильин спокойно умерли в своих постелях в Европе (первый под Парижем, второй в Швейцарии). Ильин написал программу пост-большевистского устройства России- книгу «Наши задачи». Там, например, о том, что сулит Западу расчленение России. Он пытался объяснить Старому Свету, что оттого, что вы заведете Украину на «самостийность» и Россия будет разорвана на части, хуже будет, в первую очередь, самой же Европе.

Это мы и видим сейчас.

КОГО ВЫСЛАЛИ

В числе трех десятков ученых, которых с семьями выслали 29 сентября 1922 года из Петрограда, были автор концепции философии свободы Николай Бердяев, завкафедрой философии МГУ Семен Франк, будущий редактор «Русского колокола» Иван Ильин, философ и литератор Сергей Трубецкой, ректор Московского университета Михаил Новиков и другие столпы российской философской мысли. Николай Лосский, Иван Лапшин, Лев Карсавин и их коллеги оказались на борту второго парохода по маршруту Петроград-Штеттин. Всего морем и поездами было выслано более 220 человек — не только философов, но и педагогов, медиков, юристов, инженеров и даже агрономов и кооператоров.

КАК ВЫСЫЛАЛИ

19 сентября — из Одессы в Константинополь ушел первый пароход с украинскими мыслителями. 23 сентября поездом Москва-Рига выслали другую крупную партию инакомыслящих. 29 сентября пароход «Обербургермейстер Хакен» отбыл из Петрограда и 30 сентября прибыл в немецкий Штеттин с самой крупной партией «ссыльных». 16 ноября следующую партию (17 человек с семьями) отправили пароходом «Пруссия». С собой разрешалось взять лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Провожающих первый «философский пароход» оказалось не более десятка.