Премия Рунета-2020
Иркутск
+7°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ4 октября 2017 11:38

Пианист Михаил Клейн умер, не дождавшись скорой, которая ехала на вызов в Органный зал Иркутска 40 минут

Депутаты отправили запрос главврачу скорой помощи с просьбой провести служебное расследование
ФОТО: предоставлено Иркутской областной филармонией.

ФОТО: предоставлено Иркутской областной филармонией.

Смерть на сцене: по поводу вызова скорой к пианисту Михаилу Клейну минздрав Иркутской области проводит проверку

- Он исполнял произведение собственного сочинения «Это все Россия». Оно состоит из трех песен. Первую – «Гляжу в озера синие» Михаил Леонидович сыграл, а вторую – «Лебединую верность» не успел. Замер на том моменте, когда лебедь падает на землю от выстрела…, - говорит худрук Иркутской филармонии Марина Токарская.

Михаил Клейн ушел как настоящий музыкант – красиво, за роялем, которому служил всю жизнь. Солист филармонии, педагог, пианист, заслуженный артист России. Михаилу Леонидовичу был 71 год. Третьего октября он выступал в Органном зале на творческом вечере.

- Михаил Леонидович никогда не жаловался на здоровье, он ценил работу и хотел всегда быть в деле. Не хотел, чтобы о нем думали, как о слабом. Словом, в тот вечер он был как обычно бодр, подтянут, в хорошем настроении, - рассказывает худрук.

Пианист играл минуты две, затем опустил голову и …практически лег на клавиши. Уже через мгновение рядом были медики – главврач городской больницы №1 Леонид Павлюк и главврач факультетских клиник Гайдар Гайдаров. Они были отнюдь не в белых халатах, а в праздничных костюмах. Не думали ведь, что, придя на творческий вечер, придется бороться за чью-то жизнь…

- Врачи ринулись к Михаилу, - рассказывает Владимир Харитонов – тоже приглашенный зритель (всего было около 200 человек, - прим. авт). – Сразу сняли пиджаки, положили его на пол. Ни на минуту не прерывались, пытались запустить сердце. Михаил, то дышал, то хрипел, то снова уходил от нас. Мы все надеялись и ждали.

А ждали все бригаду скорой помощи, которая ехала на вызов в центр города 40 (!) минут!

- Я позвонил в службу «112» в 19.48, - говорит начальник управления культуры администрации города Иркутска Виталий Барышников. Кстати, именно с его подачи (он опубликовал пост в социальных сетях) общественность узнала об этой трагедии. – Переключили на диспетчера скорой и приняли мой вызов – я сказал, что артист потерял сознание во время концерта в Органном зале, сообщил свои данные, Михаила Леонидовича. Мне ответили: «мы выезжаем, ждите». Прошло 10 минут, 20, 30… Все это время от бессилия мы много раз звонили в скорую, главврачу станции скорой помощи. Просили поторопиться. Леонид Павлюк и Гайдар Гайдаров не прекращали манипуляции. Но машина приехала только спустя 40 минут. И это была не реанимация. Фельдшеры, выйдя из машины, стали оправдываться, мол, они якобы потерялись, заблудились…

Михаил Клейн был предан искусству до последнего дня.

Михаил Клейн был предан искусству до последнего дня.

Спасти Михаила Леонидовича не получилось. Фельдшеры лишь констатировали смерть… На следующий день после случившегося Гайдар Гайдаров, который, как известно, является еще и депутатом городской думы, попросил разобраться, почему «Скорая» не приехала вовремя. Ведь, по всем существующим правилам, бригада должна была приехать на вызов в течение 20 минут.

- Я обратился к главному врачу скорой помощи и попросил, как депутат, провести служебное расследование и по его итогам обязательно проинформировать меня, - говорит Гайдар Гайдаров. – Больше ничего не хочу комментировать. В зале были 200 человек и люди все видели. Что могли, то делали. «Скорая» в два раза превысила время ожидания.

Почему так произошло – ответа пока нет. Пробки, заблудились, не было машины, много вызовов, или что-то другое?

- Диспетчер говорила, что не могут машину найти. Потом, что не могут найти Органный зал (и это в самом центре города!), - говорит фотограф Владимир Харитонов. – Я спросил водителя: «Где же ты был?». Он ответил: «А что вы от меня хотите?! Я приехал через 14 минут после того, как получил вызов от диспетчера».

- Они придумали оправдание, мол, искали долго. Разве костел – неизвестное место в Иркутске? – считает известный врач Изяслав Лившиц. – Доктора должны спасать. Особенно, когда объясняешь, что кто-то потерял сознание, а это может быть инсульт или инфаркт. Да снимайте любую бригаду, звоните тем, кто в дороге находится! Здесь отнеслись к вызову не просто халатно, это трудно обозначить словами. И не потому, что умер артист и прекрасный человек. Да просто он человек, он хотел жить, но он погиб.

- У нас замечательные врачи, но система плохая, - вторит ему и Виталий Барышников.

Общественность возмущена. Однако от главного врача скорой медицинской помощи Иркутска «Комсомольской правде» комментария получить не удалось. Его сотрудники ссылаются на то, что весь день его нет на рабочем месте. Занят, на встречах. Молчат и представители регионального минздрава.

Прощание с Михаилом Леонидовичем Клейном состоится в субботу 7 октября, с 13.00 до 15.00 в фойе Концертного зала Иркутской областной филармонии.

МНЕНИЕ

Олег УЛЬЯНОВ, главврач Иркутской скорой помощи с 1989 по 2004 годы:

«В ситуации надо обязательно разбираться»

- Когда случилась эта беда, было около 8 часов вечера. Надо понимать, что в это время, когда уже закрылись поликлиники, вся нагрузка ложится на плечи скорой помощи. Далее – все вызовы делятся на две категории – неотложные, например, давление повысилось, температура поднялась. И экстренные: есть угроза жизни, необходимо немедленно выезжать. Тот вызов, который поступил из Органного зала по поводу Михаила Клейна, относился к категории экстренных. К тому же все произошло в общественном месте – это тоже автоматически ставит вызов в число приоритетных. Почему пришлось ждать прибытия бригады 40 минут – надо разбираться. Сколько бригад было, почему не выехали, на что время потратили и т.д. Думаю, нужно было немедленно оправить ту бригаду, которая находилась неподалеку или возвращалась с вызова. Если некого отправить, то снять бригаду и отправить вслед за ней реанимационную. Но ситуации разные бывают. И в мою бытность случалось так, что не было транспорта, некому ехать, пробки, какие-то препятствия возникали. Скорая помощь – серьезная структура и просто так обижать работающих там людей нельзя. Хотя многое мне сейчас не нравится – меняются главврачи, режимы работы, графики. Не одобряю, что на скорых работают в основном фельдшеры, а не врачи.

ДОКУМЕНТАЛЬНО

Из постановления правительства Иркутской области от от 29 декабря 2016 г. N 848-пп

«О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

«Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Смерть на сцене: по поводу вызова скорой к пианисту Михаилу Клейну минздрав Иркутской области проводит проверку. Проверка должна более точно изучить причины опоздания бригады медиков на вызов. По регламенту время приезда бригады должно составлять не более 20 минут. Подробности >>>