Экономика30 октября 2017 1:00

Авиабанкротство: первым делом пассажиры, ну а денежки за топливо – потом…

Корреспонденты «КП» изучили, как за рубежом помогают проблемным авиакомпаниям и их пассажирам
- Стюардессы мы из «ВИМ», никуда мы не летим! Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

- Стюардессы мы из «ВИМ», никуда мы не летим! Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Мы уже привыкли к тому, что авиакомпании в России умирают громко. С тысячами пассажиров, застрявших в аэропортах. С десятками тысяч людей, которые не понимают, что им теперь делать с уже купленными билетами. С заседаниями штабов разных ведомств, новости с которых напоминают сводки с фронта. С проверками Генпрокуратуры и вмешательством Следственного комитета. С громкими заявлениями и требованиями навести наконец порядок и призвать к ответу...

Так было с «ВИМ-Авиа», объявившей в сентябре, что у нее больше нет денег на полеты. Примерно так же два года назад закончила летать «Трансаэро».

За это время в западных странах обанкротился не один десяток авиакомпаний. Удивительно, но пассажиры в большинстве случаев не испытали особых неудобств. А зачастую и вообще ничего не заметили: перевозчики-банкроты благополучно продолжили летать. «КП» решила изучить зарубежный опыт.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: О КЛИЕНТАХ ПОЗАБОТИЛИСЬ ЗАРАНЕЕ

Monarch Airlines, пятая по величине авиакомпания Соединенного Королевства, объявила о несостоятельности буквально сразу за «ВИМ-Авиа». Последствия могли быть похожими - Monarch Airlines тоже летала на популярные курорты, и на момент прекращения полетов за рубежом оставалось более 100 тысяч ее пассажиров. Но управление гражданской авиации Великобритании следило за развитием событий и к такой ситуации успело подготовиться - заранее зафрахтовало более 30 самолетов у разных авиакомпаний. На них немедленно и стали вывозить пассажиров.

- Процесс прошел без существенных задержек рейсов, - констатирует Денис Матюхин, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб». - А в самой авиакомпании была оперативно введена внешняя администрация из профессиональных аудиторов, которые занялись организацией продажи ее активов.

ИТАЛИЯ: БАНКРОТ ЛЕТАЕТ ПО РАСПИСАНИЮ

Разговоры о банкротстве «Алиталии» ведутся уже более 10 лет. В 2008 году компанию спасло государство. В 2014-м подключились дубайцы из Etihad Airways, понадеявшиеся вернуть итальянскому перевозчику прибыльность, но не преуспевшие в этом. Новый виток скандалов начался этой весной. В «Алиталии» было введено внешнее управление. Государство выделило ей на «поддержание штанов» сначала заем в 600 млн. евро, а потом еще 300 млн. Параллельно идет поиск покупателя. Любого. Лишь бы сохранить бренд и итальянский триколор на фюзеляже. Собственный авиаперевозчик для страны - вопрос престижа. «Алиталия» перевозит руководство страны, сборную по футболу и Папу Римского. Пока вопрос о продаже отложен на весну 2018 года - тогда у Италии будет новое правительство, ему и перейдет эта головная боль.

Но, даже находясь на волоске от кончины, «Алиталия» вошла в тройку самых пунктуальных авиакомпаний Европы. За первую половину этого года 84% всех ее самолетов приземлялись точно по расписанию. Даже у пунктуальных немцев из «Люфтганзы» этот показатель составляет лишь 80%.

Последний рейс обанкротившейся компании «Эйр Берлин» встретили 27 октября в аэропорту «Тегель» германской столицы светом прожекторов и водяной феерией.

Последний рейс обанкротившейся компании «Эйр Берлин» встретили 27 октября в аэропорту «Тегель» германской столицы светом прожекторов и водяной феерией.

Фото: REUTERS

США: КРЕДИТОРЫ ПОДОЖДУТ

Банкротство авиакомпаний для Соединенных Штатов - дело привычное. Через эту процедуру в разные годы прошли даже такие крупные перевозчики, как Delta и American Airlines. Американское законодательство предусматривает в том числе и меры по защите компании-банкрота от кредиторов. На определенный срок запрещается предпринимать любые действия по взысканию с нее долгов и аресту имущества. Предприятие, объявив себя банкротом, может продолжать работать, выполнять обязательства перед клиентами. И одновременно проводить реорганизацию. Логика простая: с закрывшейся компании бюджет ничего не получит. А встряхнется она и продолжит работать - это и налоги, и рабочие места. Да и кредиторам больше достанется, если немного потерпят.

Преимуществами главы 11 закона о банкротстве, где прописан этот механизм, с 1980 года воспользовались 19 американских авиакомпаний, пять из них - дважды. Не всем это помогло. Нет больше, например, знаменитой когда-то Pan American. А вот у Delta и American Airlines самолеты и после объявления о банкротстве продолжали летать, а кризис удалось преодолеть.

ЗАТО ОНИ БАСТУЮТ!

Конечно, не стоит преувеличивать отсутствие проблем у западных авиапассажиров. Помню, как несколько раз мы с мужем делали выбор в пользу родного «Аэрофлота» только потому, что альтернативная европейская компания, у которой и цены были пониже, постоянно бастовала - персонал отстаивал свои зарплаты. А наши-то не бастуют.

Чему у них можно поучиться?

Чему у них можно поучиться?