2017-11-01T19:49:12+03:00

Как избавить ребенка от комплексов: Неудачников готовят еще на школьной скамье

Во время учебы у детей могут появиться комплексы - и остаться на всю жизнь
Поделиться:
Комментарии: comments10
- Неужели никогда соседка по парте отличница Машенька не полюбит меня, двоечника…- Неужели никогда соседка по парте отличница Машенька не полюбит меня, двоечника…Фото: Олег УКЛАДОВ
Изменить размер текста:

Нет карьеры, личная жизнь на троечку, сплошное невезение - все это может оказаться последствием школьной жизни. А точнее - комплексов, которые мы приобретаем за годы учебы. Как эти комплексы распознать и вовремя от них избавиться, рассказывает детский и семейный психолог Татьяна Семенко.

Двоечник и отличник

С самого начала школьной жизни ребенка начинают оценивать - уровень знаний, возможностей, способность к обучению. Учишься хорошо - молодец, плохо - никудышный ты человек... Ребенок начинает думать, что его воспринимают как ценного и значимого, только когда он учится на отлично. И он изо всех сил добивается высоких оценок - даже в ущерб своему здоровью и внеучебным интересам. Или, наоборот, перестает стараться, видя, что выше тройки не прыгнуть.

Комплекс отличника рискует перерасти в перфекционизм, когда взрослый человек считает, что ему все надо делать на отлично. Любые отклонения от этого пути могут стать ударом по самооценке. А человек с комплексом двоечника может вырасти в неудачника. Живет с клеймом, которое сам себе поставил, - неуспешного человека.

Примеры из жизни: Моя взрослая клиентка пришла с проблемой - боится, что муж ей будет изменять, потому что считает недостаточно красивой. На самом деле она красавица! Трое детей. Но муж нащупал в ней комплекс отличницы (а она и была в детстве отличницей). Показывает ей фото, видео красивых актрис: дескать, есть женщины, на которых надо равняться, - у них и карьера, и бюст нужного размера... И она стала думать, что действительно недостаточно хороша... У мужчин комплекс отличника проявляется в сравнении: всегда находятся те, у кого и машины лучше, и квартиры, и заработки. Это отличников травмирует. Они спешат за успехом - и в результате могут себя загнать до полного истощения.

Теперь про двоечника. Пришел ко мне молодой человек с жалобой на личную жизнь: с ним рассталась девушка, и он страдает. Когда я спросила, почему он выбрал именно эту девушку, сказал, что она была самой покладистой из всех, кого он знал. То есть он слабый, а она - еще слабее. А почему не претендовал на тех девушек, которые по-настоящему ему нравились? А потому, что, как он сказал, такие девушки гуляют с крутыми, накачанными, бойкими парнями. То же самое у него и в работе: недоволен начальством, положением, но при этом не пытается претендовать на большее...

Что делать? Родителям надо постоянно говорить детям: мы в первую очередь ценим не оценки, а личность. Люди неидеальны по определению. Если что-то не получается сейчас - получится потом. Надо стимулировать ребенка к развитию, вселять уверенность, что количество усилий перерастает в качество.

Семейный психолог Татьяна Семенко. Фото: facebook.com

Семейный психолог Татьяна Семенко.Фото: facebook.com

Наблюдатель

- Такой комплекс формируется, если педагогу самому неинтересно то, что он делает. Школьники это считывают. Дети начинают воспринимать урок как повинность и формальность, не проявляя никакой инициативы. А потом и к настоящей работе будут относиться точно так же. На автомате выполнять свои обязанности, по принципу «на и отвали!».

Пример из жизни: Пришел на прием мужчина за 40. Говорит: «Я только сейчас понял, что на самом деле всю жизнь хотел заниматься бизнесом». А проработал он охранником, куда устроился, едва с горем пополам окончил школу, в которой ему было очень скучно. Почему охранником? А потому, что там есть распорядок и не надо ничего решать. Отбыл рабочий день - и хорошо. А сейчас у него кризис: он вдруг понял, что жизнь свою профукал...

Что делать? Родители должны формировать интерес детей, показывая пример. Обсуждать свои хобби, свою работу. Вот, например, мой 15-летний сын наблюдает, что я дома изучаю литературу, видеоматериалы по психологии, он видит, сколько у меня подписчиков в соцсетях, какие там пишут комментарии, и понимает, что мне все это важно и интересно. И он осознает, что работа может быть и делом, которое приносит доход, и одновременно хобби.

Комлекс недопустимости ошибки

- Есть родители, которые вечно недовольны своими детьми и вечно сравнивают их с другими - в пользу этих других. И ребенок перестает в себя верить. Он лучше спишет у кого-то, потому что боится сделать очередную ошибку. Такие люди нередко не имеют ни карьеры (потому что стараются работать там, где не надо принимать решений), ни нормальной семейной жизни.

Пример из жизни: Ко мне обращается мужчина 45 лет. Живет с мамой, своей квартиры нет, семьи тоже. Почему нет своего жилья, спрашиваю? Потому что, говорит, я работаю на бюджетном предприятии, а там мало платят... Но при этом он не хочет работу менять - точнее, боится. А почему не женат? А вот, говорит, знакомлюсь я с девушкой, а она идет и поглядывает с интересом на дорогие машины, и я понимаю, что ничего подобного купить ей не смогу, поэтому эта девушка не для меня. И все, отходит в сторону...

Что делать? Надо воспитывать уверенность в ребенке, чтобы он все время пробовал что-то сделать сам. Например, смастерить какую-то поделку. Пусть кривовато выйдет - скажите: вот тут что-то не совсем так, но в следующий раз точно все получится! Помогайте ему. И хвалите: ты почти все сделал сам, какой молодец. Поощряйте деятельность!

Белая ворона

- Появляется этот комплекс, если подростковое сообщество по каким-то причинам начинает отторгать от себя ребенка. Я называю этот феномен «ребенок не тех родителей». Дело в том, что сверстники часто не воспринимают подростка, потому что, например, его родители недостаточно круты. Или потому, что у него нет модного айфона. Если запустить ситуацию, вырастет человек без собственного мнения, ведомого.

Пример из жизни: Девушка 15 лет рассказывает: в прошлой школе у нее отношения с классом не складывались. У кого-то родители - сотрудники полиции, у кого-то - чиновники администрации, а у нее папа - дальнобойщик. То есть она стала заложницей вот такого детского выпендрежа на тему «у кого родители круче».

Что делать? Объяснять подростку, что это глупо - оценивать достижения ребенка по достижениям его родителей. Но бывают конфликты не меркантильного характера. Например, ребенка воспитали на поэзии XIX века, он приходит в класс, а там девочки и мальчики уже интересуются друг другом, причем совсем не возвышенно.

Найти ему студию, где он будет востребован как великий знаток поэзии. Но в школе противопоставлять себя коллективу не надо. При этом важно, чтобы ребенок понимал: статусные атрибуты - это только демонстрация. Если немного покопаться в истории тех, кто особо гордится машинами-айфонами, можно понять, что человек просто хочет казаться тем, кем не является. При этом, если нарушают личные границы, надо, фигурально выражаясь, выпинывать нарушителей за их пределы.

 
Читайте также