2017-11-16T15:48:02+03:00

Ян Чэн: Финансовый центр в Астане позволит развивать транспортную сеть в Евразии

Китайская инициатива по развитию наземного и морского транспорта в Евразии «Один пояс – один путь», которую председатель КНР Си Цзиньпин озвучил в Казахстане в 2013 году, остается одной из самых обсуждаемых тем среди политиков, бизнесменов и ученых
Изменить размер текста:

Не обошли вниманием ее и участники Астанинского клуба – дискуссионной площадки, на которой эксперты со всего мира ежегодно собираются, чтобы обсудить вопросы развития евразийского континента. В этот раз участники заседаний говорили о том, как продвигается реализация китайской инициативы, какие финансовые инструменты могут ускорить развитие транспортной инфраструктуры, и какие риски может нести в себе транзитный статус Центральной Евразии. Итоги дискуссии Астанинского клуба для «КП» подвел профессор Школы международных и общественных отношений Shanghai International Studies University Ян Чэн.

- Развитие евразийских транспортных коридоров участники Астанинского клуба обсуждают уже третий год подряд. Чем обусловлен этот интерес?

- На протяжении трех лет работы клуба развитие наземной и морской транспортной инфраструктуры евразийского континента действительно была одной из главных тем дискуссий и всегда вызывала много вопросов. Такое внимание понятно. Евразия – это самый большой континент, здесь пересекаются интересы всех мировых игроков, и создание переплетающейся сети дорог выведет континент на новый уровень развития. Стоит подчеркнуть, что в дискуссиях на эту тему приняли участие не только представители научного сообщества, но и политики, бизнесмены, представители крупных инвестиционных компаний. Хочу отметить, что в мире не так много дискуссионных площадок такого уровня, где представители разных профессиональных сообществ доверительно и на равных обсуждали бы общие проблемы и интересы. Астанинский клуб зарекомендовал себя как площадка, где эксперты с различными точками зрения готовы выслушать и понять друг друга.

Заседание Астанинского клуба, 2017 год. Автор Фото: Фото предоставлено пресс-службой Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы.

Заседание Астанинского клуба, 2017 год. Автор Фото: Фото предоставлено пресс-службой Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы.

- Что может ускорить развитие транспортной инфраструктуры Евразии?

- В этом году мы обсуждали, какие финансовые инструменты могут ускорить развитие транспортной системы в Евразии. Интерес всех участников вызвал создаваемый в Казахстане Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), о котором нам рассказал его управляющий Кайрат Келимбетов. Одной из основных задач нового финансового хаба, по его словам, станет привлечение инвестиций и для проектов, связанных с развитием евразийской транспортно-логистической инфраструктуры. Важно то, что воспользоваться возможностями, которые появятся с созданием финцентра в Астане, сможет не только Казахстан, но и его центральноазиатские соседи, страны ЕАЭС, Кавказа. Более того, он будет открыт для ближневосточных стран, Монголии и Европы. Развитие МФЦА способно расширить возможности для привлечения в Казахстан крупного бизнеса, финансовых и инвестиционных компаний. Хаб также позитивно повлияет на инфраструктурное развитие всех вовлеченных в его работу сторон. Проекты подобные МФЦА – это основа, гарантирующая устойчивое экономическое развитие евразийских стран.

- Несмотря на активное развитие железнодорожной инфраструктуры перевозки по морю все равно дешевле. В чем тогда смысл развивать дорогую наземную логистику?

- Морские перевозки дешевле, но не все евразийские страны имеют выход к морю. Альтернативой становятся железнодорожные коммуникации. Причем маршруты наземного транспорта страны пытаются продолжить таким образом, чтобы в результате выйти к открытым морям. Например, особенно остро отсутствие доступа к морским портам ощущают страны Центральной Азии. Они расположены в центре континента и окружены странами, которые также не имеют прямого выхода к морским транспортным коммуникациям. Поэтому, когда Китай выступил с инициативой «Один пояс – один путь» (ОПОП), которая предполагает, что через весь регион пройдет сеть железных дорог, все пять центральноазиатских стран ее поддержали. При этом Казахстан и Китай смогли согласовать маршруты в минимальные сроки.

Кроме того, развитие железнодорожных путей, выход через них к торговым портам стало стратегически направлением казахстанских реформ по программе развития страны «Нурлы жол» («Светлый путь»). То есть казахстанские власти верно осознали, что самостоятельные инициативы в транспортной сфере ускорят реализацию и ОПОП. Как объективно отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, принявший участие в заседании Астанинского клуба, «Нурлы жол» и ОПОП – это дополняющие друг друга проекты, которые в результате расширят возможности для всей центральной части евразийского континента. В этой связи стоит также упомянуть договоренности России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы ОПОП. Учитывая, значимую роль, которую играет Астана в ЕАЭС, развитие транспортных коммуникаций получает еще больший импульс. Казахстанские эксперты часто шутят, что их страна в каком-то смысле расположена у двух больших морей. Одно море – это Китай, другое – Россия.

Ян Чэн, профессор Школы международных и общественных отношений Shanghai International Studies University.

Ян Чэн, профессор Школы международных и общественных отношений Shanghai International Studies University.

- В странах Центральной Азии высказываются и опасения, что ОПОП снизит стимулы для развития национального производства, так как регион будет получать хорошие деньги за свой транзитный статус. Насколько обосновано такое мнение?

- Я не считаю, что в странах Центральной Азии не развито производство. А опасения – это нормальная реакция в отношении всего нового. Понятны и мнения, что Китай – вторая экономика в мире, и Центральная Азия боится впасть в зависимость от него.

Важно понимать и то, что активное экономическое развитие Китая связано во многом с динамизмом происходящих сегодня процессов. При этом Пекин всегда был далек от позиционирования себя как сверхдержавы. Вместе с тем, если центральноазиатские страны будут зацикливаться на своих страхах и откажутся от участия в ОПОП, то упустят, возможно, свой исторический шанс развития. Почему бы не воспользоваться пока тем, что принесет относительно быстрый доход. Ко всему прочему, развитие собственного производства предполагает его поставки на экспорт. Без развитой транспортной инфраструктуры национальная индустриализация может оказаться вещью в себе.

Как говорит китайская мудрость, если в руках есть первое золото, ты можешь потратить его в свое удовольствие. Но можешь и вложить в свое дальнейшее развитие. Неправильно, когда нет ни денег, ни стимулов, а одни только страхи и опасения.

- Российские эксперты нередко говорят, что за три года инициатива ОПОП не и не наполнилась конкретным содержанием. В чем вы видите практическую суть китайской инициативы?

- В китайском понимании ОПОП – это комплексная сеть транспортных коммуникаций, опоясывающих всю Евразию. При этом заинтересованным в совместном участии в инициативе странам следует не ждать, когда Пекин наполнит ее содержанием. Мы открыты к диалогу и ждем предложений от вовлеченных в ОПОП стран. Китай призывает все заинтересованные в ОПОП стороны общими усилиями наполнять инициативу содержанием.

- Как может выглядеть транспортная карта Евразии, если ОПОП удастся полностью реализовать?

- Для Китая практическое видение ОПОП состоит в том, что Евразия будет связана комплексной сетью железных дорог и морских коммуникаций. При этом мы не против сопряжения своей инициативы не только с ЕАЭС, но и такими транспортными коридорами как «Север – Юг», Новый шелковый путь США и вовлечению большего количества стран. Чем больше будет проложено через территорию евразийских стран маршрутов, тем взаимосвязанней станет континент. Это приведет к тому, что поводов для конфликтов станет значительно меньше.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также