Звезды

Фотоисторию одной любви представляют в Михайловском

Выставку «Прекрасные жизни моменты» открыли для посетителей задолго до церемонии её «официального» открытия
А счастье было. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

А счастье было. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

Официальная церемония, назначенная на 19 ноября, впрочем, официальной ну никак не будет: в маленьком «Льняном амбаре» (одном из самых престижных выставочных залов России, между прочим) всё и всегда происходит по-домашнему сердечно. То ли камерность зала сказывается, то ли «сельская свобода» с её «счастливыми правами», о которой писал Пушкин. Да и фотографии Николая Андреевича — они тоже «сердечные» и ни на секунду не официальные. Недаром даже очень разные критики, как сговорившись, то и дело сравинают эти работы с лирическими стихотворениями. А ещё отмечают, что всякий раз Николай Алексеев находит нечто новое в картинах, много раз до него запечатлёных и в живописи, и на фото.

Автопортрет фотохудожника Николая Алексеева. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

Автопортрет фотохудожника Николая Алексеева. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

Сравнивать, впрочем, можно и так и эдак. Ну, например, сказать: «…как Клод Моне». Действительно, словно знаменитый французский импрессионист, написавший Руанский собор тридцать раз — на рассвете, в подень, в туманный день, при утреннем свете… — фотохудожник Николай Алексеев вот уже много лет снимает, например, часовню на пушкинской Савкиной горке. В разные времена года и при разном освещении. Отблеск уходящего в закат солнца в её окошке стал чуть ли не первым его снимком в Михайловском. В ту первую поездку в Святогорье — а было это двадцать с лишним лет назад, в 1996 году —достаточно успешный врач из Санкт-Петербурга полюбил псковские пушкинские места, да так, что они стали его жизнью и судьбой. Через некоторое время Николай Андреевич с женой перебрались жить в Петровское, оставив ради него северную столицу. Сейчас Николай Алексеев работает в музее-заповеднике: фотографирует, снимает и режиссирует фильмы, формирует кино- и видеоархив музея.

Венецианский мотив. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

Венецианский мотив. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

Новую выставку подготовили к «круглой дате» — к 60-летию фотохудожника. Для экспозиции отобрали 65 снимков: и из музейного собрания, и из авторского архива. Здесь и виды Михайловского-Петровского-Тригорского, и путевые заметки из поездок по России и миру: Венеция, Хельсинки, Вена, Нижней Новгород, Петербургские зарисовки, Рим, Берлин, Тарту… Здесь и потреты: рядом с людьми, известными «городу и миру», рядовые россияне — пожилые и младенцы, люди в моменты веселья и в глубоких раздумьях. Отдельный раздел выставки — чёрно-белые фотографии, выполненные Николаем Алексеевым ещё в бытность его службы на флоте. Фотографией всерьёз «доктор Алексеев» занимался уже тогда, отдавая этому своему увлечению чуть ли не всё свободное время.

Первая персональная выставка его работ, впрочем, состоялась «всего-то» двадцать лет назад. Зато сразу в Санкт-Петербурге, во Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке, 12. Позднее снимки с того показа экспонировали в музее-заповеднике «Михайловское». Потом были «персоналки» в Царскосельском музее-лицее, в Псковском музее-заповеднике, в краеведческом музее города Похвистнево Самарской области (на родине Николая Андреевича), в Доме журналистов в Санкт-Петербурге и в Самаре. Фотографии Николая Алексеева рассказывали о Псковской области и её Пушкинском Заповеднике на передвижных выставках по стране и за её пределами.

Валентин Курбатов. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

Валентин Курбатов. Репродукция предоставлена Пушкинским Заповедником.

И влюблённых в Михайловское сразу становилось намного больше!

КСТАТИ

Вход на выставку «Прекрасные жизни моменты» в «Льняном амбаре» свободный.