Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Звезды4 декабря 2017 9:50

Александр Адабашьян: Ни одна из картин, на которых я работал, не пользовалась бешеным кассовым успехом

Заслуженный деятель искусств России рассказал, почему московские сцены снимают обычно в городе на Неве
В фильме Никиты Михалкова «12»

В фильме Никиты Михалкова «12»

Александр Адабашьян снялся в полусотне картин. И хотя у него нет ни одной главной роли, а в кадре он подчас появляется всего на несколько минут, он стал одним из самых узнаваемых актеров отечественного кино. Кто не знает его Берлиоза из «Мастера и Маргариты» или дворецкого Бэрримора со знаменитой фразой: «Овсянка, сэр!»?

В ноябре на «Ленфильме» прошел XVI Международный кинофестиваль дебютного кино «Начало». В состав жюри вошел и Александр Адабашьян. Неудивительно, что его мастер-класс стал одним из самых заметных событий молодежного кинофорума.

«НЕ МОГУ БЫТЬ ПРОСТО ЗРИТЕЛЕМ»

Александр Адабашьян с детства хотел стать художником. И свою мечту осуществил, окончив Строгановское художественное училище в Москве. Возможно, не было бы никакого кино, если бы ни одно обстоятельство: Александр Артемович учился в одном классе с Никитой Михалковым. Потом они долго не общались. А когда Адабашьян отслужил в армии, они случайно встретились вновь. Михалков снимал свой первый фильм, а бывший однокашник, теперь художник, пришел к нему на картину декоратором.

Кино для мастера - это образ жизни.

Кино для мастера - это образ жизни.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Кино - это образ жизни. И если им заниматься серьезно, нужно дневать и ночевать на съемочной площадке. А когда люди работают в одной команде, занимаются общим делом, то неважно, кто ты - художник или оператор, актер или такелажник. Есть свободное время - включайся и помогай.

Когда снимали картину «Свой среди чужих, чужой среди своих», то в сцене воспоминаний о молодости героев, когда они дурачатся в поле, придумали вместе с общими планами фокусировать лица. Оператор фильма Павел Лебешев сказал Адабашьяну, который был художником фильма: «Будешь снимать крупные планы!» И Александр Артемович с кинокамерой бегал по полю, ловя в кадр то Шакурова, то Солоницына, то Богатырева...

- Ни один свой фильм я не могу смотреть, как зритель, - говорит Адабашьян, - поскольку все время съемок был на площадке. Все фильмы воспринимаю, как семейный альбом. Каждую сцену помню: где кто стоял, чем занимался, что было до и после.

ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ «ОБЛОМОВЩИНА»

Адабашьян - человек кино. Практически все сценарии самых известных фильмов Михалкова написаны в соавторстве с Александром Артемовичем. Вместе они придумывали ходы, вместе отбивались от критики. Один из самых «петербургских» фильмов этого дуэта - «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

К картине было немало претензий. Тогда, в 1979 году, главная претензия заключалась в том, что Ленин осуждал обломовщину, а в фильме Илья Ильич выведен с такой любовью, он такой обаятельный, что на его фоне образцово-показательный Штольц выглядит примитивным карьеристом и интриганом... Претензий поубавилось, когда картина получила премию Национального совета кинокритиков США.

Действие доброй половины картины должно было проходить на Гороховой улице, где согласно роману обитал Илья Ильич. Но московская группа не укладывалась в сроки. Поэтому Северную столицу обозначили проездом санного возка вдоль Петропавловской крепости и несколькими кадрами в Пушкине. Все остальное художник Адабашьян в буквальном смысле дорисовал. Городские сцены обломовского бытия предваряют его рисунки петербургских видов.

Как признается Адабашьян, именно на «Обломове» он понял, что такое режиссер.

- Это тот человек, который способен крикливых, нервных и завистливых гениев объединить в одно целое, - отметил он.

КТО ПРИДУМАЛ «ОВСЯНКА, СЭР!»?

На «Ленфильме» Адабашьян сыграл, пожалуй, самые знаменитые свои роли. Всесоюзную славу принес ему дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей».

Тогда многие мечтали сняться в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона»: в фильме собралась замечательная команда - поистине актерская сборная СССР. Адабашьян считает, что успех сериала - заслуга режиссера Игоря Федоровича Масленникова. Если бы делали Шерлока Холмса, как его задумал Конан Дойль, ничего путного бы не получилось, что показывают другие неудачные экранизации. Фильмы Масленникова спасает легкая ирония, незримо присутствующая в каждой сцене.

- Знаменитую фразу «Овсянка, сэр!» придумал не я, а тоже Масленников! - утверждает Александр Артемович.

Родилась она, по словам Адабашьяна, когда делали сцену с сэром Генри в исполнении Михалкова. Нужно было сразу ярко обозначить этого персонажа. Он приехал с Дикого Запада, такого словами не урезонишь! Тогда и появилась идея с завтраком. Когда вместо привычного бифштекса сэр Генри получает кашку: ничего другого нет, потому что не положено. Эта овсянка в секунду все преобразила, создав стильный образ чопорной Англии.

АННУШКА УЖЕ РАЗЛИЛА МАСЛО...

Современные актеры сегодня нередко знакомятся со сценариями по дороге на съемки. Текст особенно запоминать и не нужно, достаточно пересказать своим словами, лишь передав смысл. В сериалах от перестановки слов мало что меняется. Но с Булгаковым так поступать невозможно.

В образе Берлиоза (слева)

В образе Берлиоза (слева)

Образ Берлиоза в картине «Мастер и Маргарита» - тоже заслуга режиссера, считает Адабашьян.

- Владимир Бортко точно знал, чего он хочет добиться. Мы много репетировали, прежде чем включить камеру. Да и Булгаков такой автор, что его тексты своими словами не перескажешь, их нужно учить наизусть, - вспоминает о съемках Адабашьян. - Мы много говорили, что было бы с Берлиозом, если бы ему не отрезали голову. Скорее всего, он дожил бы до почтенных лет. Писал бы доносы. Потом бы от них отрекался. Сейчас бы везде выступал как близкий друг Мастера. Наверняка бы рассказывал, как безуспешно пытался его спасти… Непотопляемый человек. Заниматься этим персонажем было интересно, потому что на съемках была совершенно замечательная творческая атмосфера.

Все московские сцены «Мастера и Маргариты» практически полностью снимали в Петербурге. Только скамейки на Патриарших прудах в Москве.

- И неудивительно. Москву пощипали очень здорово, особенно в последние годы. Практически не осталось уголков XIX - начала ХХ века, вместо них выросло что-то несусветное... Так что самую московскую Москву теперь лучше снимать в Петербурге, - говорит Александр Адабашьян.