2017-11-27T16:00:42+03:00

Песок под краской и старые детали вместо новых. Как в Рязани работает система натурального возмещения по ОСАГО?

«КП»–АЗС» выяснила, почему рязанцам некачественно ремонтируют автомобили по страховому случаю и как отстоять свои автоправа.
Карина КАРЕЛИНА
Поделиться:
Комментарии: comments1
В страховых компаниях обязаны предоставить список СТО на выбор.В страховых компаниях обязаны предоставить список СТО на выбор.Фото: Олег ЗОЛОТО
Изменить размер текста:

Новые правила компенсации ущерба по ОСАГО действуют чуть более полугода, и страховые случаи по заключенным после 28 апреля договорам в Рязани происходят регулярно. «КП»–АЗС» выяснила, как происходит восстановительный ремонт после ДТП в Рязани и как бороться с обманом в автомастерских.

После ремонта машина... сгорела

Рязанский автоюрист Евгения Сорокина, как хороший сапожник без сапог, пострадала от некачественного восстановительного ремонта ее машины после аварии.

– В сентябре я попала в ДТП и обратилась в свою страховую компанию «Альфа–страхование». Как юрист я предлагала оформить отказ от ремонта, чтобы получить денежную компенсацию за ущерб, но мне отказали. Ведь страховщики принимают такие решения лишь в особых случаях и по своему усмотрению – когда им выгодно заплатить, чем чинить, – рассказала она.

Согласно действующему закону, страховые компании обязаны предоставить в общем доступе список автосервисов, с которыми у них заключен договор. Автолюбители могут отремонтировать машину при наступлении страхового случая в любой СТО из данного списка. Однако у рязанских автовладельцев выбора практически нет.

– Все страховые компании, которые представлены на территории Рязанской области, не афишируют наименования СТО, с которыми у них заключен договор. Ни на одном из сайтов страховых компаний такого перечня нет! Но если потребовать предоставить список при обращении, то страховщики обязаны его показать.

Закон об ОСАГО предусматривает, что все транспортные средства моложе двух лет должны ремонтироваться только у официальных дилеров. По словам автоюриста, в Рязани это правило зачастую нарушается.

По словам нашей героини, в «Альфа–страховании» ей навязчиво рекомендовали провести ремонт в определенном автосервисе.

– Они стараются навязать ремонт в «Автоимпорте», ссылаются на то, что эта СТО является одной из самых крупных в Рязани. Но я знаю о работе этой станции не понаслышке – к нам обращаются пострадавшие от некачественного ремонта. Летом у мужчины, спустя несколько дней после ремонта генератора в этом сервисе, автомобиль загорелся прямо на дороге. Выгорел полностью моторный отсек. Мы долго судились, но права автовладельца отстояли. А моей подруге там же заменили бампер на неоригинальный, хотя автомобиль находится на гарантии.

В результате Евгения настояла на ремонте в автосервисе «ABC+», но все равно результатом довольна не осталась.

Гарантия на ремонт составляет полгода. Фото: Олег ЗОЛОТО

Гарантия на ремонт составляет полгода.Фото: Олег ЗОЛОТО

Ремонт вместо замены детали

За последние полгода 90 % обратившихся за юридической помощью в компанию, где работает наша героиня, пострадали от некачественного ремонта. Среди большинства жалоб – выполненная халтурно окраска машины.

– У многих автолюбителей под краску на машине попали абразивные вещества – песок, пыль... Произошло это, скорее всего, из–за нарушения технологии покраски. Это подтверждают эксперты при осмотре.

То же произошло и с машиной Евгении – под краску попал песок, и получился эффект наждачной бумаги.

Также, по словам автоюриста, при восстановительном ремонте после ДТП в рязанских автосервисах часто нарушают технологию применения шпаклевки.

– Шпаклевку либо вообще не кладут, либо накладывают слишком толстый слой. Через некоторое время краска начинает шелушиться и отваливаться.

После ремонта машины Евгении эксперт выявил ряд нарушений. Во–первых, реальные действия автомехаников не соответствовали с заказ–нарядом.

– По документам проходит окраска детали в целом, а покрасили только полдетали. Такое часто практикуется. В цвет они не попадают, поэтому видны переходы на одной детали.

Также, по наблюдениям автоюристов, часто в документах указана замена детали, а фактически ее только ремонтируют.

– У меня по документам проходит замена некоторых деталей багажника, но остались старые сварочные швы и не до конца устранили повреждения. Даже невооруженным взглядом видно зазоры и волну по багажнику. Те дефекты, которые были зафиксированы при первичном осмотре после ДТП, остались и после ремонта, – делится Евгения.

Но одним багажником дело не ограничилось. За ним потянулись и лонжероны, а значит, несущий каркас машины потерял жесткость. В результате Евгения, благо профессия позволяет, начала судебные тяжбы со страховщиками из–за некачественного ремонта.

Заявку ждут 3 года

Ни один автолюбитель не застрахован от попадания в ДТП, поэтому, как действовать в случае аварии, нужно знать каждому автовладельцу. Важно помнить, что с момента подачи заявления в течение пяти рабочих дней необходимо предоставить авто для осмотра. Кстати, многие автолюбители путают этот срок с периодом подачи заявления. Обратиться в страховую можно в течение трех лет после аварии за исключением оформления по европротоколу, срок подачи по которому составляет пять дней. Зачастую виновник ДТП не знает, что если в этот срок не принести копию извещения, то сумма в пользу потерпевшего будет взыскана с него.

– Иногда административное производство по делу длится 3–5 месяцев, долго не могут установить виновника. И пострадавший заблуждается, думая, что опоздал с подачей заявления. Но срока привязки к дате ДТП нет. Есть сроки, которые привязаны к моменту подачи заявления – это сроки по выплате, по недоплате, по осмотру и предоставлению авто. По сути, автолюбитель может подать заявление в любое удобное время. Но чем быстрее вы подадите заявление, тем быстрее пойдет срок для его исполнения. До подачи заявления нельзя ремонтировать автомобиль, иначе возникнут сложности с доказательством полученного ущерба.

В некоторых случаях страховые компании после подачи заявления отказывают в выплате в связи с тем, что повреждения, зафиксированные во время осмотра, якобы не относятся к данному ДТП.

– Страховщики аргументируют отказ результатами проведенной трасологической экспертизы (исследование следов и способ образования повреждений. – Ред.), но не дают возможности ознакомиться с ее результатами. Отказ в выплате на основании такой экспертизы необходимо проверять, – отмечает Евгения Николаевна.

Попавшему в подобную ситуацию автовладельцу автоюристы рекомендуют обратиться к независимому эксперту. Если специалист установит, что страховая нарушила права автолюбителя, нужно обращаться в суд.

– В 95 % случаях такие отказы в суде признаются незаконными, и страховая компания выплачивает страховое возмещение, а также все понесенные истцом расходы.

В целом, по признанию специалистов, после принятия натурального возмещения по ОСАГО, ситуация с получением качественного ремонта усугубилась тем, что теперь автолюбителям стало дольше и сложнее восстановить нарушенные права.

– Стало сложнее доказать, определить некачественно проведенный ремонт. Раньше считали только стоимость восстановительного ремонта, используя всего одну программу. А теперь нужно проводить экспертизу по качеству ремонта, чтобы убедиться, какие именно запчасти были поставлены. Это долго, тяжело и нудно. Но люди все равно обращаются.

При этом работа страховых компаний заметно упростилась. Теперь от них требуется только принять транспортное средство и посчитать стоимость ремонтных работ.

«Негативные последствия проявятся позже»

Далеко не все автосервисы соглашаются на условия, которые предлагают им страховые компании. Ведь зачастую приходится идти на сделку с совестью, чтобы починить машину за те средства, что выдает страховая компания. Рассчитывают размер ущерба по Единой методике РСА, в справочнике стоимости деталей по заявлению экспертов цены значительно ниже реальных.

В настоящее время закон обязывает ремонтировать все транспортные средства без учета износа деталей новыми оригинальными запчастями.

– К сожалению, СТО ставят китайские запчасти или бывшие в употреблении. А увидеть это при приеме автомобиля, пока ремонт свежий, невозможно. Все негативные последствия проявятся позже.

Но шанс восстановить свои права у автолюбителя все же есть – на ремонт дается полгода гарантии. Ответственной является страховая, и обращаться с претензией нужно туда. А дальше страховщики потребуют автомастерскую за свой счет устранить дефект.

– У страховой компании на основании заключенного договора с автосервисом появляется право регрессного требования. Если СТО некачественно произведет ремонт, то страховая компания имеет право взыскать расходы с них. Таким образом, страховая компания стала неким промежуточным звеном, потому как страховое возмещение на деле выполняют автосервисы.

СОВЕТ БЫВАЛОГО

Евгения Сорокина, автоюрист:

– Все взаимодействие со страховыми компаниями лучше осуществлять в письменной форме. Будьте предельно внимательны при общении со страховщиками, не подписывайте лишних документов. Лучше обратиться за юридической консультацией перед обращением к страховщикам. В общественной организации «Защита прав потребителей в сфере страхования» такие консультации проводят бесплатно.

 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ