2017-12-05T17:38:52+03:00

Крымский мост: что сегодня происходит на главной стройке страны

Корреспондент «КП» побывал на стройке моста через Керченский пролив [фото, видео]
До нового года пролеты автодорожного моста сомкнутся с аркойДо нового года пролеты автодорожного моста сомкнутся с аркойФото: Варвара ДЫМ
Изменить размер текста:

Строители моста через Керченский пролив собрали журналистов в начале декабря, чтобы с гордостью сообщить о своих успехах. Все 288 опор автомобильной части уже готовы, а берега вот-вот соединятся навсегда.

В день нашего приезда моросил дождь, а местами сгущающийся туман не давал взглянуть на стройку века во всем ее великолепии. Но даже непогода не сможет полностью спрятать ту гигантскую работу, которую ежедневно проделывают тысячи людей в Керченском проливе.

Перед отправкой на стройплощадку нужно получить пропуск, который не один раз у тебя обязательно проверит служба безопасности, яркий жилет и каску, прослушать лекцию по технике безопасности и расписаться в журнале.

Инструктаж перед выездом на Крымский мост Фото: Артём ГНАТЕНКО

Инструктаж перед выездом на Крымский мостФото: Артём ГНАТЕНКО

- Будьте предельно осторожны. Вы находитесь на опасном объекте, смотрите под ноги, поднимайте голову и не снимайте каску, - инструктирует нас главный специалист по охране труда компании «СГМ-Мост» Надир Мухамедьяров.

«Большой успех отечественного мостостроения»

На микроавтобусе из городка строителей отправляемся к смотровой площадке, где установлена скамейка с логотипом моста около знаменитой «Пушки Лендера». Мимо постоянно проносятся грузовики, справа от нас возводится многоэтажное здание, впереди лентой в туман уходит Крымский мост.

- Это строится база эксплуатации моста, - говорит заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам подрядчика Леонид Рыженькин. – Здесь будут трудиться специалисты, которые займутся обслуживанием объекта.

О стройке он может рассказывать бесконечно. Как и для многих здесь, Крымский мост стал его жизнью последние годы.

Леонид Рыженькин

Леонид Рыженькин

- В 2017-м году прошел пик строительных работ, которые проводятся одновременно на восьми участках. Самое главное – в этом году, в соответствии с графиком, мы установили в проектное положение железнодорожную и автодорожные арки над фарватером Керченского пролива. На сегодняшний день уже готовы все 288 опор автодорожной части моста и половина опор железнодорожного. Все пролеты сухопутной части уже собраны, а до конца года планируем полностью закончить сборку мостового полотна и строители смогут ходить пешком между участками, - рассказывает Леонид Рыженькин.

Крымский мост в декабре 2017 года.

В строительстве моста, который соединит берега Крыма и Кубани используют передовые технологии мирового мостостроения. Операция по установке арок над Керченским проливом войдет в учебники, подобного в нашей стране не делал никто.

- Все делается качественно и в срок. Море и погода, конечно, вносят свои коррективы, но мы хорошо потрудились и идем с небольшим заделом по срокам. Наша первоочередная задача – запустить автомобильное движение в декабре 2018 года, в то же время идет строительство железнодорожного перехода, он начнет работу в 2019 году. Сейчас активно идет сооружение морских опор железнодорожной составляющей, все сухопутные опоры уже готовы, - говорит специалист. – То, что сделано на сегодняшний день – большой успех отечественного мостостроения.

Но почивать на лаврах строители не собираются. Впереди еще очень много работы. Нужно обустроить проезжую часть, возвести защиту от волнения и ледовой нагрузки, установить мачты освещения, электрифицировать мост, подготовить его для запуска движения.

Стройка Крымского моста Фото: Варвара ДЫМ

Стройка Крымского мостаФото: Варвара ДЫМ

- Есть такая традиция - главного инженера ставят под мост, чтобы он доказал качество проделанной работы. В море, конечно, не так просто это сделать, но мы уверены в том, что мост выдержит и ледоход, и сильный ветер, и даже девятибалльное землетрясение, - заверил Леонид Рыженькин, отвечая на вопрос о качестве работ.

Над сообщениями с украинской стороны о том, что стройка ненастоящая здесь даже не смеются.

- У них обида на нас, ну что поделаешь. Собака лает, караван идет. Мы делаем свое дело. Весь мир выиграет от этого моста, и Крым будет только развиваться и становиться краше, - добавил Леонид.

Строят на века, ведь срок службы моста согласно документации – 100 лет.

Как на трассе «Формулы-1»

Двигаемся дальше. Всем просто не терпится своими глазами увидеть знаменитые арки над фарватером Керченского пролива. Но стройка не терпит спешки. На въезде к стройплощадке, растянувшейся на два десятка километров, стоит контрольно-пропускной пункт. Машины тщательно осматривают.

Верхний слой асфальта Крымского моста Фото: Варвара ДЫМ

Верхний слой асфальта Крымского мостаФото: Варвара ДЫМ

- Такой порядок, - говорит сотрудник службы безопасности. – Каждое транспортное средство, проезжающее на стройке нужно проверить.

Грузовики осматривают при помощи специальных машин-«рентгенов». Все очень строго.

Движение по техническим мостам и дорогам довольно интенсивное. За окном мелькают опоры, едем по косе Тузла, заезжаем на технический мост.

- Многие интересуются, выдержит ли Крымский мост нагрузку льдов. Смотрите, даже временные технические мосты устояли без проблем, - обращает внимание кто-то из журналистов.

На острове Тузла очередная остановка. Перед заездом на участок с готовым асфальтом, колеса всех машин обязательно моют. На дорожном полотне должна быть практически стерильная чистота.

Машины перед въездом на мост тщательно моют Фото: Варвара ДЫМ

Машины перед въездом на мост тщательно моютФото: Варвара ДЫМ

На горизонте виднеется пара знаменитых арок. Именно они – визитная карточка моста через Керченский пролив. Стоя здесь уже можно представить, как через год тут в обе стороны поедут первые автомобили. Асфальт – идеально ровный, сравнить его можно с сочинской трассой «Формулы-1».

- Это покрытие если не лучшее, то совершенно точно, одно из лучших в стране, - с гордостью говорит замначальника ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрат Турсунбеков. – Здесь будут установлены автоматизированные системы управления дорожным движением, предстоит обустройство и электрификация. На сегодняшний день на 40% выполнены работы по укладке нижнего слоя асфальта, на 25% - верхнего.

Пока по мосту можно ехать со скоростью не более 20 километров в час Фото: Варвара ДЫМ

Пока по мосту можно ехать со скоростью не более 20 километров в часФото: Варвара ДЫМ

Движение по мосту будет открыто в любую погоду. О тумане или сильном ветре водителей будут предупреждать специальные табло.

Мы стоим на новеньком асфальте на направлении от Тамани к Керчи, на встречном пролете рабочие под шум горелок укладывают гидроизоляцию. Еще дальше готовятся опоры для железнодорожного моста, а в море неподалеку плавают лебеди. Стройка птиц нисколько не смущает.

«Нам не стыдно за свою работу»

Один из главных вопросов – финансовый. Общая цена государственного контракта на проектирование и строительство моста через Керченский пролив составила порядка 223,1 миллиарда рублей.

- Объект профинансирован на 75%. Уже принято работ на сумму 111 миллиардов рублей. Это почти половина общей суммы контракта, - сказал представитель заказчика.

Руководители стройки отмечают, что здесь трудятся лучшие специалисты, и каждый день они на практике доказывают свою высокую квалификацию.

Строители Крымского моста Фото: Варвара ДЫМ

Строители Крымского мостаФото: Варвара ДЫМ

- Для всех нас это уникальный опыт. Мы горды тем, что трудимся здесь и знаем, что страна очень ждет мост. Перед нами стоит большая интересная и важная задача, все, от простых рабочих до руководителей, работают в одной большой команде и нам не стыдно за свою работу, - говорит Кайрат Турсунбеков.

Кайрат Турсунбеков Фото: Варвара ДЫМ

Кайрат ТурсунбековФото: Варвара ДЫМ

В эти дни идет голосование за лучшее название для моста через Керченский пролив. Мы поинтересовались, как же его между собой называют строители.

- Официальное название проекта «Транспортный переход через Керченский пролив». Между собой многие называют его Крымским, но, думаю, что любое название, которое победит в голосовании будет правильным, - сказал представитель заказчика.

Большой интриги по ходу голосования нет. Вариант «Крымский мост» лидирует с большим отрывом.

Мост засияет в цветах триколора

Наш путь лежит дальше по второму рабочему мосту – от острова Тузла к фарватеру. Справа из морских глубин вырастают бетонные опоры. Постепенно набирая высоту, они достигают 35 метров – это примерно 12-этажный дом! А теперь представьте, что они стоят на сваях, забитых на глубину до 88 метров.

Пролеты совсем скоро сомкнутся с аркой Фото: Варвара ДЫМ

Пролеты совсем скоро сомкнутся с аркойФото: Варвара ДЫМ

Две белоснежные арки над фарватером, длиной 227 метров производят колоссальное впечатление. Подняться на арку пока можно только на специальном закрытом лифте, который ходит по расписанию, как автобус. От края арки виднеется мыс Ак-Бурун, на котором построена Керченская крепость.

С этого возвышения откроется лучший вид на Крымский мост. Особенно ночью. Мост будет освещен по всей трассе, каждая опора будет в огнях белого цвета, становящегося все ярке к фарватеру. А арки будут сиять в цветах триколора. Автодорожная арка зажжется синим, железнодорожная – красным светом, а фарватерные опоры – белым.

На железнодорожной арке Крымского моста Фото: Варвара ДЫМ

На железнодорожной арке Крымского мостаФото: Варвара ДЫМ

Пока строители непрерывно работают на опорах и арках, по фарватеру одно за другим проходят суда. Сегодня для движения кораблей нет никаких ограничений. Сверху они кажутся совсем небольшими.

Под арками Крымского моста Фото: Варвара ДЫМ

Под арками Крымского мостаФото: Варвара ДЫМ

Не видят для себя препятствий и стайки дельфинов, показывающих свои плавники всего в сотне метров от стройки.

- Они шума не боятся. Около свай много рыбы, они с удовольствием охотятся на нее, - рассказывают строители.

Несколько фотографий на память, отправляемся к таманскому берегу. За окном пролетают одна за другой опоры, грузовики вереницей подвозят материалы. Стройка века продолжается.

Крымский мост. Как он будет выглядеть.

СПРАВКА «КП»

Мост в Крым – самый длинный в России и один из крупнейших в Европе. Его протяженность – 19 км. Он начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Мост включает две параллельно расположенные трассы для автомобилей и поездов. Автомобильное движение откроется в 2018 году, железнодорожное – в 2019 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крымский мост: первый год «стройки века» в цифрах и фактах

Стройка в Керченском проливе перешагнула годовой рубеж. Основные работы начались в феврале 2016-го сразу после того, как проект получил положительно заключение Главгосэкспертизы (читайте далее)

Под аркой Крымского моста прошло первое судно

Как сообщили в информационном агентстве «Крымский мост», сухогруз проследовал из Азовского моря в Черное и стал первым судном, прошедшим под железнодорожной аркой Крымского моста после возобновления движения по Керчь-Еникальскому каналу. Проходя под аркой, капитан парохода дал приветственный сигнал (читайте далее)

За строительством Керченского моста следят с орбиты Земли

Стройка моста через Керченский пролив, чтобы соединить Крым с материковой частью России, приковывает внимание, пожалуй, всего мира. За процессом наблюдают даже с орбиты. Летчик-космонавт Сергей Рязанский опубликовал снимки в своем Instagram (читайте далее)

Еще больше материалов по теме: «Крымский мост»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также