2017-12-08T13:25:56+03:00

В «Энергии» задумались о создании многоразовой ракеты в ответ на Falcon 9

В корпорации занялись этим проектом по собственной инициативе, без получения каких-либо заданий такого рода от Роскосмоса - «чтобы не отстать от мирового тренда»
Иван Ортега
Поделиться:
Комментарии: comments16
Россия создаст свой "Falcon 9", но - одноразовую.Россия создаст свой "Falcon 9", но - одноразовую.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Изменить размер текста:

РКК «Энергия» и ракетно-космический центр «Прогресс» вслед за Илоном Маском планирует создание ракеты-носителя среднего класса с многоразовой первой ступенью. Ее предполагается максимально унифицировать с одноразовым «Союзом-5», разработку которого начнут в ближайшее время. Предполагается, что это позволит эффективнее конкурировать со SpaceX, в 2017 году осуществившей в несколько раз больше коммерческих пусков, чем Россия. О происходящем сообщает пресс-служба предприятия.

Отмечается, что эскизный этап проектирования одноразового среднего «Союза-5» завершен в конце ноября 2017 года. «Союз-5» должен будет импортозаместить украинский «Зенит», использование которого по очевидным причинам в будущем невозможно. Как отмечают в «Энергии», в задании «Роскосмоса» по «Союз-5» нет требований по многоразовости. Поэтому в РКК «Энергия» в инициативном порядке, без запроса «Роскосмоса», планируют рассмотреть вопрос многоразового использования первой ступени. По результатам планируется принять решение о том, вести такие работы или нет.

Разработчики хотят рассмотреть два варианта — посадка ракеты на хвост, как у Falcon 9 и использование парашютов. Последний вариант много лет назад рассматривали и в SpaceX, однако первые же опыты показали, что парашюты не обеспечивают достаточно плавного приземления, создавая риск повреждения ракеты.

В рамках предварительных изысканий предполагается определить и стоимость подготовки ступеней после полета к следующим запускам. Также планируется рассчитать грузоподъемность ракеты, которая в случае многоразовости первой ступени уменьшается, поскольку для ее самостоятельной посадки необходимо оставлять до 30 процентов топлива.

Генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев называет инициативу своей организации «боковой» опытно-конструкторской работой, выполняемой, «чтобы не отстать от мирового тренда». Однако следует отметить, что в описанном виде разработка довольно далека от технического облика Falcon 9, единственной на сегодня ракеты в мире с многоразовой первой ступенью. Во-первых, базовая одноразовая версия этой ракеты — тяжелая, а не средняя, как одноразовая версия «Союз-5». То есть многоразовый «Союз-5» будет заведомо иметь меньшую грузоподъемность, чем конкурент. Как правило, цена вывода килограмма полезной нагрузки тем меньше, чем выше грузоподъемность ракеты. Во-вторых, начиная с января 2018 года SpaceX намеревается начать спасение второй ступени (для Falcon Heavy), а в 2020-х годах перейти на BFR, у которого многоразовыми являются уже обе ступени.

В частично многоразовом «Союз-5» спасение и повторное использование второй ступени даже не предусматривается, поскольку оно не имеет экономического смысла в случае ракеты, чья базовая версия изначально создавалась как одноразовая. Все это говорит о том, что даже в случае реализации частично многоразового «Союз-5», «не отстать от мирового тренда» получится лишь с упомянутыми выше ограничениями.

SpaceX Илона Маска спасает первые ступени ракет Falcon 9 с 2015 года. В 2017 году в нескольких пусках были повторно использованы такие многоразовые первые ступени, спасенные ранее. При этом декларируется снижение цены запусков. До начала частых полетов SpaceX доля «Роскосмоса» на мировом рынке коммерческих запусков составляла чуть более половины. В настоящий момент примерно такую же долю занимает SpaceX, а доля «Роскосмоса» резко упала.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку раздела «Наука», чтобы не пропускать интересные материалы

 
Читайте также