Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика12 декабря 2017 19:20

Бой курантов ближе, а цены отступают

Почему накануне Нового года в торговых сетях дешевеют самые популярные продукты и напитки?
С приближением Нового года перед большинством из нас встает вопрос – где купить продукты на праздничный стол так, чтобы не переплатить

С приближением Нового года перед большинством из нас встает вопрос – где купить продукты на праздничный стол так, чтобы не переплатить

Фото: Мария ЛЕНЦ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила жалобы россиян на неожиданно подорожавшие продукты. Практически накануне Нового года! Однако в ведомстве пока не видят поводов для масштабных проверок торговых сетей. Представитель пресс-службы ФАС отметил, что цены определяются соотношением спроса и предложения и зависят от конъюнктуры рынков и решений, которые принимают участники рынка.

Так есть ли повод для опасений?

ТОРГОВЦЫ ГОТОВЯТСЯ ЗАГОДЯ

С приближением Нового года перед большинством из нас встает вопрос – где купить продукты на праздничный стол так, чтобы не переплатить. При этом, конечно же, качество должно быть хорошим, а выбор достойным.

- Общество прекрасно видит, что рост цен в целом затормозился. Одновременно, россияне допускают его возобновление, - пояснил стастику изменения цен за октябрь ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб.

Не секрет, что и качество, и цена во многом зависят от того, где мы решили запастись продуктами. Например, алкоголь в крупных магазинах будет дешевле, потому что сети закупают большие партии и стремятся зарабатывать за счёт большого оборота. При этом, заветная бутылка шампанского, может обойтись у сетевиков даже дешевле, чем в подозрительной лавке во дворе. Например, в «Ашане» подготовили ассортимент самого популярного новогоднего напитка на любой карман – от 300 рублей до нескольких тысяч за бутылку.

Лояльность цен в сетевых магазинах объясняют грамотным планированием: начинают готовиться к новогоднему сезону за несколько месяцев, договариваясь с поставщиками о ценах задолго до ажиотажного спроса. Помимо этого, закупки особых, праздничных товаров, проводят в особых масштабах. А в результате, они дешевеют. Так, по данным Росстата, апельсины к Новому году обойдутся на 8,33% дешевле, чем в прошлом году, — 97,06 рубля. Подешевели и лимоны – на 8% до 24,73 руб.

Укрепление рубля в 2017 году способствует сокращению цен на часть ассортимента российских продовольственных сетей. Лидер рынка Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») отметил за год крупные снижение стоимости на несколько значимых групп товаров. В первую очередь это коснулось фруктов, овощей и бакалеи.

Масштабность закупок приводит ритейл и к необходимости продать как можно скорее. А значит, объявлять те самые акции и распродажи, которые потребители любят и, по уверению социологов, уже научились грамотно использовать.

СЛАДКИЙ ЛАЙФХАК

Наиболее широкие распродажи – размер скидок, ассортимент и сроки - предлагают крупные федеральные ритейлеры. Именно здесь можно значительно сэкономить. Причем не только на подготовке праздничного стола, но и украшении дома, закупке подарков...

Эксперты уверены, что количество скидок будет увеличиваться по мере приближения новогодних праздников. Например, исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков считает, что уже в ближайшие дни торговые сети начнут делать скидки на красную икру и премиальную рыбу.

Еще предпраздничный лафхак. Планируете сладкий подарок для ребенка? В последних числах декабря ими будут завалены магазины. Но можете собрать его и сами, исходя из личных предпочтений. Развесные сладости, кстати, помогут сэкономить и на десерте для новогоднего стола, и на чаепитии с коллегами, так как априори дешевле своих запечатанных в красочные коробки собратьев.

«Индекс Пятерочки», демонстрирующий соотношение стоимости продовольственного набора по средним ценам в магазинах торговой сети и стоимости условного (минимального) перечня продуктов, рассчитываемой Росстатом, показывает, что торговая сеть удерживает стоимость продовольственного набора из самых доступных в своих категориях продуктов на 40-50% ниже средних цен Росстата. Так, на всей европейской части России, на Урале и в Сибири в октябре его стоимость составила 1 967 руб., 2 668 руб. в Москве и 2 705 руб. в Санкт-Петербурге.

«ИНДЕКС «ОЛИВЬЕ» ОБНАДЕЖИВАЕТ

Подсчеты предстоящих затрат россиян на праздники, в частности «Индекса «Оливье» проводят ЦБ, Росстат, и целый ряд СМИ, включая «Комсомольскую правду». В российском подразделении «Делойт» посчитали, что на празднование Нового, 2018 года средний россиянин потратит на 4% больше, чем год назад, и даже больше, чем до кризиса, – 17 600 руб.

По оценке главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, индекс «Оливье» подорожал по сравнению с 2016 годом на 1,2% и стоит 312 рублей.

Сходную цифру называет и Росстат – 1,21%. При этом официальная статистика подтверждает, что набор для селедки под шубой обойдется россиянам дешевле, чем в прошлом году (-0,86%).

Любопытно наблюдение. Крупные ритейлеры утверждают, что оливье обойдется гражданам России еще дешевле. В «Магните» сообщили, что набор продуктов для приготовления килограмма салата в среднем обойдется в 166 рублей. По словам пресс-секретаря компании Андрея Голубкова, даже в Азбуке Вкуса цена на набор продуктов для оливье снизилась на 26,9%.

В чем же причина жалоб населения в антимонопольное ведомство?

- Если не брать советские времена, когда часть товаров дешевели директивно, то продукты дорожали всегда. Но люди реагировали на это достаточно спокойно, потому что доходы росли еще активнее, - заметил немаловажный факт председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - Цены в последнее три года растут медленнее, чем в предыдущие. Но доходы остановились, а то и снизились. Поэтому цены в магазинах в принципе вызывают раздражение. Поэтому надеюсь, что в Новом году нашим гражданам будет сопутствовать оптимизм даже если реально лучше не станет: от настроя зависит многое...

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

По нашей просьбе ситуацию с предновогодними ценами прокомментировал директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Роман Черниговцев:

- Как думаете, чем связано ощущение покупателей о резком повышении цен на продукты, если объективно на многие позиции они наоборот снижаются?

Это инерция сознания, ведь предыдущие два года цены в декабре росли. Покупатели, конечно, не держат их в голове, но эти цифры помнит Росстат. Этот же год – совсем другой. Во-первых, в стране самая низкая инфляция за последние 10 лет. Во-вторых, впервые в новейшей истории у нас дефляция на целый ряд товаров – цены на них ниже, чем в аналогичный период прошлого года. В частности, на масло растительное, крупы и зерновые, сахар, чай, консервы, овощи и фрукты, рыбу, яйца, а также мясо и мясные изделия.

- Прошлый Новый год для россиян был достаточно голодным - многие люди пытались экономить на праздничном столе даже в главный праздник года; в наступающий Новый год ситуация будет лучше?

- С середины лета покупатели стараются разнообразить свою корзину, наполняя её не только базовыми продуктами, но товарами из более дорогих категорий, а также новинками. Это лучшее подтверждение того, что настроения покупателей улучшаются. То же самое наблюдают социологи из ВЦИОМа: Индекс потребительской уверенности россиян в ноябре впервые за три года вернулся к докризисным значениям. Этому способствует укрепление курса рубля, рекордно низкая инфляция и снижение цен на множество продуктов.

На практике это означает, что при подготовке новогоднего стола россияне даже в рамках скромного прошлогоднего бюджета смогут позволить себе больше. Ведь в крупных сетях цены на продукты для приготовления главных «новогодних салатов» в 2017 году снизились примерно на 25%. Помимо того, что к концу года существенно подешевели варёная колбаса, огурцы, яйца, в крупных сетях зафиксирован «обвал цен» на мандарины: они стоят на 17-25% меньше, чем в прошлом декабре.

- Какие продовольственные товары могут все-таки подорожать в ближайшее время и с чем это связано?

- Программа импортозамещения и крепкий рубль позволили создать надежный фундамент для дальнейшего развития отечественного производства продуктов. Уже несколько лет в крупнейших торговых сетях свыше 90% подовольственного ассортимента произведено в России, а в категориях, попавших под «контрсанкции», до 100% товаров - российские. Рост мощностей будет усиливать конкуренцию производителей за кошелёк покупателя, поэтому каждый из них будет стараться обеспечить лучшее соотношение цены и качества своей продукции.