Московские маршруты

В 2018 году в Москве стоимость разовой поездки на городском транспорте не изменится

Вместе с экспертами разбираемся в предстоящей индексации тарифов на проезд в метро и наземке
Анна МИХАЙЛОВА
Для билетов «Единый» привычная цена разовой поездки сохранится.

Для билетов «Единый» привычная цена разовой поездки сохранится.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Со 2 января 2018 года поменяются тарифы на проезд в метро и наземном городском транспорте. Такое решение утвердили столичные власти.

Главное - привычная цена разовой поездки сохранится для билетов «Единый» на одну-две поездки (55 и 110 рублей), билета «трамвай, автобус, троллейбус» (ТАТ) на одну поездку в зоне «Б» (40 рублей). Без изменений останется и цена билета, оплаченного на турникете через бесконтактную систему оплаты PayPass, PayWay, Apple pay, Android pay и других.

- Правительство Москвы уделяет особое внимание внедрению именно современных технологий в транспортной системе, - отметили в столичном Дептрансе. - Для популяризации технологии оплаты проезда с помощью бесконтактной системы оплаты мы сохраним данный тариф на уровне 40 рублей.

При этом также сохранится стоимость льготных билетов для школьников и студентов. Этот тариф останется самым низким по стране.

- В целом в 2018 году тарифы на проезд в транспорте Москвы изменятся в пределах от 0 до 3,8%, что ниже среднегодовой инфляции, - объяснили в Дептрансе. - Рост стоимости ниже, чем в соседней Московской области. Так, со 2 января 2018 года цена проезда по карте «Тройка» в метро и на наземном транспорте поднимется всего на 1 рубль и составит 36 рублей за поездку вместо 35 рублей в 2017 году. Стоимость билета «Единый» на 60 поездок составит 1765 рублей вместо 1700 рублей, а безлимитного на 30 дней – 2075 рублей вместо 2000 рублей.

«КОРРЕКТИРОВКА ЦЕН НЕИЗБЕЖНА»

Эксперты считают изменение стоимости проезда в метро и наземке обоснованным и логичным решением.

- Для того, чтобы система транспорта общего пользования стабильно развивалась и оправдывала растущие ожидания пассажиров к уровню комфорта и скорости передвижения по городу необходимо регулярно индексировать цены на проезд, - говорит Норайр Блудян, директор ТАМА, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического института (МАДИ). - В Москве она незначительна и не превышает уровень инфляции. Корректировка цен неизбежна, поскольку каждый год растут и цены на топливо, электроэнергию, на запчасти для подвижного состава. Соответственно растут и расходы транспортных предприятий. Особенно после запуска таких масштабных проектов, как МЦК.

При этом существенных повышений тарифов допускать нельзя, важно придерживаться политики дифференцированной индексации. В преддверии крупного мирового события, то есть Чемпионата Мира по футболу, когда в Москву приедут тысячи туристов, логика сохранить стоимость разового билета абсолютно понятна.

Столичные власти не скрывают, что на корректировку цен за проезд повлияли сразу несколько событий - и подорожание энергоносителей, и открытие новых станций метро вместе с наземными остановками.

- Перевозчики просили нас о повышении тарифов, что связано с инфляцией, ростом цен на электроэнергию - на 5,1 процента, на дизельное топливо - на 9,3 процента, на бензин - на 7,3 процента, а также на основные запчасти и стройматериалы, - объяснила заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алина Бисембаева. - Кроме того, расходы выросли из-за активного запуска новых станций метро, постоянного развития маршрутной сети города с добавлением новых остановок и маршрутов. Мы окажем поддержку перевозчикам, поэтому тарифы на проезд в транспорте Москвы изменятся в пределах 3,8 процента, что ниже среднегодовой инфляции. Индексация тарифов в Москве - одна из самых низких в России. При этом у нас самая низкая стоимость билетов для студентов и школьников и самые дешевые безлимитные билеты в России.

Индексация тарифов в Москве - одна из самых низких в России.

Индексация тарифов в Москве - одна из самых низких в России.

Фото: Евгения ГУСЕВА

МАРШРУТНАЯ СЕТЬ УЛУЧШАЕТСЯ, А МЕТРО РАСТЕТ

Для многих специалистов несомненным доводом в пользу индексации тарифов на проезд становится развитие всей транспортной инфраструктуры столицы. Пожалуй, в Москве - самые беспрецедентные в мире темпы строительства метро. С 2010 года в столичной подземке прибавилось 57 новых станций с учетом Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря этому для москвичей существенно улучшилась доступность метро. Впервые метро пришло в семь районов города. А всего открылось 100 километров новых линий метро.

- Будучи членом исполкома Евроазиатской секции Международного союза общественного транспорта я внимательно слежу за транспортными тарифами в городах мира, - рассказывает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. - Понятно, что ни одна городская администрация не заинтересована в повышении тарифов: куда как лучше сообщать горожанам позитивные новости.

Увы, однако затраты транспортных предприятий растут. И, к сожалению, по сугубо объективным причинам растут быстрее темпов инфляции. В этих условиях сдерживание тарифов - очень плохое решение, которое бьет и по интересам транспортных предприятий и по качеству обслуживания пассажиров. Так что практически все городские администрации вынуждены выбирать из двух зол лучшее, то есть время от времени индексировать тарифы.

- Параметры текущей московской индексации составляют 3,8%, - продолжает Михаил Блинкин. - Эта цифра в точности соответствует ожидаемой инфляции за 2017 год, то есть является решением, принятым по минимальной границе, совместимой с экономической логикой. Заметим для объективности, что «негативная новость» по поводу индексации в значительной степени уравновешена многими позитивными новостями. К примеру, московской новацией, в рамках которой правила оплаты проезда у нас теперь единые: что на метро, что на «бывших маршрутках», что на МЦК. Не говорю уже о достигнутых за последние годы рекордных темпах развития транспортной инфраструктуры города. Впрочем, это уже совсем другая история…

По данным Дептранса Москвы, с 2010 года в городе пересмотрена и улучшена вся маршрутная сеть наземного транспорта. Для приоритетного движения пассажиров наземки и такси запустили более 280 километров новых выделенных полос. В день по ним проезжают более 2,5 миллионов пассажиров.

Несмотря на то, что стоимость проезда в метро и наземном городском транспорте постоянно меняется, пассажиры не могут не заметить и другие изменения. Потраченные на билет в автобус или подземку деньги возвращаются пассажирам комфортом, удобством и безопасностью во время поездок.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Что изменится в транспорте Москвы в 2018 году

- появится дополнительный 3-месячный льготный билет для проезда в метро и наземном городском транспорте для удобства студентов и школьников. Больше не нужно будет ежемесячно покупать билет. Это позволит учащимся экономить время. В результате для них стоимость проезда без ограничения поездок в течение 3 месяцев в наземном транспорте составит 750 рублей, а в метро – 1140 рублей;

- цена проезда по карте «Тройка» в метро и на наземном транспорте поднимется всего на 1 рубль со 2 января 2018 года;

- стоимость билета «Единый» на 60 поездок увеличится всего на 65 рублей. А безлимитный билет на 30 дней будет стоить 2075 рублей;

- отменяются непопулярные билеты 90 минут на 1, 2 и 60 поездок;

- тариф «90 минут» на карте «Тройка» останется. При этом цена вырастет всего на 2 рубля;

- на всех автобусах особо большой вместимости с «гармошкой» уберут турникеты на вход с 1 января 2018 года;

- на всех новых трехсекционных трамваях «Витязь-М» турникетов вообще не будет.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Степан Орлов, депутат, Мосгордумы:

Льготы, гарантирующие бесплатный проезд в общественном транспорте Москвы, сохраняются в полном объёме.

Билетное меню становится проще благодаря отмене невыгодных и непопулярных билетов. Пассажирам будет проще ориентироваться при выборе подходящего для них тарифного плана.

Повышение платы за проезд целесообразно. Сегодня уровень развития общественного транспорта в Москве сопоставим с европейским, однако проезд обходится москвичам гораздо дешевле.

При этом билетная выручка по–прежнему покрывает только эксплуатационные расходы метрополитена и «Мосгортранса». Строительство новых станций, закупка нового подвижного состава и другие крупные инфраструктурные проекты финансируются из городского бюджета и не влияют на стоимость проезда. Сейчас в Москве самый молодой наземный транспорт в Европе.

Однако цены на проезд лишь индексируются согласно инфляции и остаются доступными для пассажиров. Стоимость проезда в общественном транспорте Москвы остается на вполне приемлемом для москвичей уровне.