Журналисты "КП" по следам недавнего сбоя попытались разобраться с технологией работы онлайн-касс. ФОТО Lehtikuva/TASS
В сети набирает просмотры страничка директора интернет-магазина цифровой и бытовой техники Дмитрия Алексеева. Он сравнивает схему работы старых касс и новых онлайн-аппаратов. Вывод не в пользу последних. По мнению специалиста, алгоритм работы техники слишком усложнен - из-за этого и произошел недавний сбой.
Мы разобрались с технологией работы онлайн-касс (см. инфографику), и согласились с Алексеевым. Кто-то в Думе явно перемудрил, когда принимал 54-й закон «О кассовых аппаратах». Позабыл старый инженерный принцип: чем проще система, тем она надежнее.
Рассказываем. Касса фактически состоит из трех компонентов. Первый: «программа учета». Это программа, в которой продавец выбирает нужный товар и оформляет покупку.
Второй: «фискальный регистратор». Это основная часть кассы, которая просто печатает чеки.
Третий компонент: «фискальный накопитель». Это устройство, которое шифрует данные чека и отправляет в налоговую. Сейчас по закону все чеки в режиме реального времени пересылаются в ФНС.
Принцип работы онлайн-касс в России.
Между кассой и Налоговой есть посредник, который называется «Оператор фискальных данных». Чтобы получить статус оператора, компания должна пройти множество собеседований и согласований - вплоть до ФСБ.
- Этот оператор должен в течение пяти лет хранить всю информацию о чеках и предоставлять ее ФНС, - рассказала «КП» директор по маркетингу компании «Штрих М» (30% касс в стране сделаны этой организацией, в них-то сбой и был) Татьяна Булавина.
- А зачем нужны эти посредники?
- Каждый день в стране выбивают 100 млн. чеков. Чтобы хранить информацию о них 5 лет, нужны супер-компьютеры. Чтобы этим не занималась сама налоговая, закон предусмотрел наличие посредников.
- Это ж сколько государство на них тратит денег...
- Нисколько. Все траты ложатся на владельцев касс. Посредник-оператор обходится максимум в 3 тысячи рублей в год с одного кассового аппарата. Сейчас есть 14 компаний-операторов фискальных данных, их количество растет. Они конкурируют друг с другом, поэтому стоимость обслуживания падает. Некоторые уже за 500 рублей в год готовы работать.
Все равно, деньги получаются большие. В стране 2,5 млн. касс. Представим, что в среднем договор с оператором стоит 2000 рублей с кассы. Выходит, продавцы суммарно платят в год 5 млрд. рублей!
Отличный бизнес на пустом месте. 5 млрд. рублей уходит на хранение сведений о 182,5 млрд. чеков. Зачем — не понятно. Это надо спрашивать депутатов ГосДумы, которые приняли соответствующий закон.
По мнению Алексеева, можно было вполне обойтись без накопителей. Правда, тогда информация о чеках не шифровалась бы и не хранилась так долго. Вопрос лишь в том, кому пригодятся сведения, сколько я платил пять лет назад за батон или пакетик аспирина.