2017-12-25T08:25:47+03:00

Работодатели предпочитают тех, кто умеет учиться

Для такой протяженной страны, как Россия, возможность доступа к качественному образованию из любого населенного пункта – вопрос стратегический
Поделиться:
Комментарии: comments22
Изменить размер текста:

По сути, это – вопрос дальнейшего развития государства.

По данным исследования, недавно проведенного группой «Нетология», в 2017–2023 гг. мировой рынок образовательных технологий будет расти более чем на 5% в год.

Сегодня он оценивается в сумму около $165 млрд. Восточная Европа — среди регионов с наиболее быстрорастущей системой онлайн-обучения. А Россия – один из драйверов этого развития. При самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%. И это высокая динамика.

Государство не может оставаться в стороне от этого процесса. В сентябре 2017 года на конференции #EdCrunch заместитель министра Минобрнауки России Людмила Огородова презентовала приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Реализация проекта станет существенным шагом на пути модернизации российской системы образования в соответствии с требованиями времени.

А уже в декабре в тестовом режиме был запущен ресурс «одного окна» – своеобразный реестр онлайн-курсов. Курсы, попадающие в этот реестр, проходят многоуровневую экспертизу: в первую очередь их проверяют на соответствие законодательству и необходимым техническим требованиям, проводится также оценка содержания онлайн-курсов со стороны ФУМО, образовательных организаций, независимых экспертов и путем рецензирования онлайн-курсов работодателями и бизнес-сообществом.

Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки

Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки

- Этот проект очень важен для системы образования страны, - объясняет директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки

Александр Соболев. - Я бы обратил внимания на три обстоятельства. Первое. Современный мир становится цифровым. Поэтому и процесс образования должен стать цифровым, чтобы соответствовать реалиям современного мира. Второе. Мы живем в ответственном мире. Сегодня человек должен сам принимать решения, должен уметь «строить» себя, свою образовательную траекторию. Третье. Россия – огромная страна. У регионов разная степень доступности к образовательным ресурсам. Так вот, качественное образование должно быть доступным в любой точке нашей страны. На ресурсе «одного окна» мы предоставляем слушателям больше 200 курсов. И все они соответствуют самым высоким требованиям как высшей школы, так и работодателей. Мы планируем, что через год возможностями ресурса «одного окна» воспользуются больше двух миллионов человек.

Над проектом вместе с Минобрнауки работают ведущие вузы страны и уже зарекомендовавшие себя платформы онлайн-обучения.

- Для нашего университета этот проект не новый. Мы еще в 2015 году начали работу по оцифровке лучших образовательных курсов для Национальной платформы открытого образования. И уже подготовили их больше двадцати, еще около десяти находятся в разработке, - рассказывает ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. – Мы большое внимание уделяем качеству курсов. Онлайн-обучение - это возможность формировать систему непрерывного образования, индивидуальные образовательные траектории. Способность к самообучению и самообразованию – сегодня одна из самых востребованных компетенций на рынке труда.

Курсы, прошедшие многоуровневую экспертизу и попавшие в реестр ресурса «одного окна», - это гарантированно качественные курсы, соответствующие образовательным стандартам и соотносящиеся с профессиональными стандартами.

Тарас Пустовой, директор Ассоциации "Национальное общество технологий в образовании"

Тарас Пустовой, директор Ассоциации "Национальное общество технологий в образовании"

- Мы исходим из того, что образовательная траектория современного человека должна строиться из онлайн-курсов, как из неких кирпичиков, - продолжает тему директор Ассоциации "Национальное общество технологий в образовании" Тарас Пустовой.

Первая задача ресурса «одного окна» – соответствие курсов всем требованиям, выдвигаемым Минобрнауки России и законодательством страны. Это как каталог лучшего. Каким образом это обеспечивается? Было разработано более десятка различных процедур оценки онлайн-курсов: на соответствие законодательству, со стороны пользователей, экспертов, лучших практиков… По сути ресурс одного окна - это «точка сборки», куда стекается информация со всех образовательных платформ. Создана единая система идентификации. Для того, чтобы получить доступ к курсам, студент должен завести личный кабинет. В результате там собирается информация обо всех курсах, которые он прошел.

По состоянию на 2016 год доля онлайн-обучения в системе высшего образования России достигла 1,8%. А к 2021 году она составит 4,4%.

Для нынешнего студента изучение предмета в цифровом формате – довольно обычная практика. Многие вузы целенаправленно занимаются популяризацией онлайн-обучения, что позволяет разгрузить преподавателя, дает ему возможность уделить больше внимания развитию и закреплению практических навыков у студентов. Наконец, вузы с помощью массовых открытых онлайн-курсов привлекают талантливых и перспективных абитуриентов.

Документ государственного образца

Сертификаты о прохождении онлайн-курсов, размещенные на ресурсе «одного окна», можно зачесть, как часть пройденного учебного курса или весь курс.

– Ресурс «одного окна» – это часть формального, государственного образования, - разъясняет Александр Соболев. – Курсы, размещенные здесь, проверяются на соответствие федеральным образовательным стандартам. Очень важно, что создана нормативная база, которая позволяет засчитывать студенту результаты прохождения таких онлайн-курсов.

На следующем этапе развития приоритетного проекта – а их будет три, пока выполнен только первый, касающийся создания «одного окна» - бизнес, работодатели смогут участвовать в построения образовательных траекторий, которые позволят получить компетенции, позволяющие прийти на предприятие и включиться в рабочий процесс сразу, без дополнительного обучения.

Возможность получения работы после прохождения онлайн-курсов – еще один из стимулов развития системы онлайн-обучения в стране. Такая возможность повышает мотивацию населения, помогает людям найти работу по душе, соответствующую запросам.

Сегодня для профессиональной подготовки специалистов в регионах часто не хватает все тех же ресурсов. Нет ни преподавателей, ни методик обучения. Онлайн-технологии позволяют выстроить как систему опережающего обучения специалистов рабочих профессий, так переподготовку кадров на местах. Если прежде человек мог пойти на курсы переквалификации только у себя в регионе, он просто не знал о вакансиях и возможностях за пределами своего населенного пункта, то сегодня можно пройти обучение онлайн, получить необходимые документы и доказав свою профпригодность, найти работу совсем в другом регионе или в городе по соседству. То есть онлайн-образование повышает эффективность человека, его востребованность. А это выгодно не только работнику, но и в целом государству.

Это же касается и молодых специалистов, которые, получив диплом, зачастую не могут сегодня найти работу по специальности просто потому, что не обладают достаточными компетенциями. А у предприятия нет ни возможности, ни времени для дополнительного обучения выпускника.

Преподавателям придется перестраиваться

- В рамках приоритетного проекта созданы 10 центров компетенций в области онлайн-обучения. Один из них – в нашем вузе, - рассказывает директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Галина Можаева. -

Мы видим для себя несколько задач. Первая - работа с преподавателями. До сих пор в преподавательской среде живет миф о том, что после перехода на цифровое образование преподаватели могут быть уволены. А это не так. Другое дело, что и преподавателям нужно соответствовать требованиям времени. Наша задача – научить педагогов использовать, создавать и оценивать онлайн-курсы.

Вторая – работа со студентами. Они пока не знают о существовании большого количества современных онлайн-курсов, о том, что можно прийти с сертификатами о прохождении таких курсов к преподавателю и им зачтут пройденное. И еще – они не мотивированы заниматься онлайн. Мы показываем, какие у молодых людей есть возможности, создаем анимационные ролики, популяризируем онлайн-обучение.

Конкуренция – двигатель прогресса

- Важно, что появился настоящий конкурентно-ориентированный интеграционный проект. Он поможет онлайн-курсам стать еще более качественными, - считает сооснователь платформы «Универсариум» Дмитрий Гужеля. – У нас существует ограниченное, но все же приличное количество платформ, на которых размещаются онлайн-курсы. Однако до сих пор каждая платформа шла своим путем. Теперь появилась площадка, где платформы могут померяться силами и позволить себе эксперименты. По сути приоритетный проект позволил убрать барьеры между платформами и вузами. Пройденные курсы могут теперь засчитываться различными университетами. И это очень важно. Онлайн-образованию ничто не мешает активно двигаться по стране.

Дмитрий Гужеля, сооснователь платформы «Универсариум»

Дмитрий Гужеля, сооснователь платформы «Универсариум»

Что дальше?

Приход государства в сферу онлайн-образования позволяет динамичнее развивать это направление. И дело не только в том, что студенты, вузы, работодатели получат современную систему непрерывного образования. В рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», запущенного Минобрнауки России, вырабатываются единые термины, правила, понятные для всех «правила игры». «Есть основания полагать, что в ближайшие годы российское законодательство будет в большей степени соответствовать современным технологическим и бизнес-реалиям», - считают эксперты. То есть проект дает новый импульс для развития всей экономики страны.

КСТАТИ

Величина российского рынка образования на конец 2016 года — 1,8 трлн руб. В ближайшую пятилетку он будет расти на десятки миллиардов рублей ежегодно.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр МИЛКУС

 
Читайте также