Премия Рунета-2020
Воронеж
+21°
Boom metrics
Общество26 января 2018 14:57

Улетят ли налоги авиазавода из Воронежской области?

ВАСО станет филиалом Объединенной авиастроительной корпорации. Разбираемся, как новый статус повлияет на будущее одного из крупнейших региональных производств
На предприятии планируют наращивать производство.

На предприятии планируют наращивать производство.

Фото: Виктор ЛЕВШАКОВ

В 2018 году начнется процесс перехода предприятий, входящих в группу ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в статус филиалов. В их числе должно быть и ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Соответственно, возникает вопрос: что это изменит для одного из крупнейших предприятий региона?

Филиалу все равно будут нужны кадры

ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру корпорации, обладают правами на такие известные бренды, как Су, МиГ, Ил, Ту, Як, Бериев, а также новые SSJ и МС-21. По планам, ОАК должна помочь ВАСО выйти на экономическую эффективность к 2022 году.

В самой пресс-службе ОАК «КП» - Воронеж» сообщили, что процесс начнется в нынешнем году и продолжится в течение следующего года.

- К сожалению, недостаток финансирования и его неритмичность, необходимость привлечения кредитов под высокие проценты и другие проблемы привели к тому, что ситуация на таких ведущих предприятиях, как ВАСО, довольно драматичная. Но мы не хотим повторить 90-е годы с массовым закрытием заводов. И сделаем все, чтобы ситуация выправилась: сможем запустить Ил-112, продолжим работу над программой президентских самолетов. Есть еще дополнительный план по строительству нового среднемагистрального самолета МС-21, - в конце декабря рассказывал в эфире радио «КП» - Воронеж» Сергей Гаврилов, депутат Госдумы, курирующий деятельность ВАСО.

По мнению Сергея Анатольевича, интеграция компаний ОАК, уход от множества субхолдингов, которые во многом дублируют функции друг друга, кажется правильным. Однако корпорации все равно придется наращивать и усилия, и финансирование, чтобы догнать своих иностранных конкурентов.

Статус филиала никак не должен отразиться на кадровой политике ВАСО. По идее, работа над новыми Ил-112 или МС-21, да и над другими моделями самолетов, должна повлечь только увеличение числа производственных работников. Если кого-то изменения и коснутся, то это в первую очередь будут не те мастера, что непосредственно занимаются производством, а представители топ-менеджмента. С другой стороны, ОАК и сейчас имеет все рычаги воздействия, чтобы в случае необходимости сменить руководство воронежского авиазавода.

- Это делается для улучшения и централизации управления, а также в рамках запланированного перехода самолетостроительных предприятий корпораций на единую акцию. Будет меньше административных барьеров, сократятся затраты на дублирующиеся функции, между предприятиями корпорации будут лучше сбалансированы производственные, конструкторские, человеческие и финансовые ресурсы. Входящие в ОАК предприятия фактически уже давно работают как один организм, кооперация между заводами корпорации уже очень высокая, - комментируют переход на систему филиалов в ОАК.

А что с налогами?

Может показаться, что переход

ВАСО в статус филиала - это локальная история, которая касается исключительно его сотрудников. Однако, несмотря на все проблемы, авиазавод всегда считался одним из крупнейших налогоплательщиков области.

Вот и Александр Гусев на встрече с Алексеем Рогозиным, генеральным директором ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», обратил особое внимание на то, что изменение статуса предприятия не должно повлиять на распределение налоговой нагрузки. Но может ли временно исполняющий обязанности губернатора повлиять на мнение управленцев корпорации? И уже в некоторых кругах стали слышны разговоры: «Воронеж потерял ВАСО как налогоплательщика».

Дело в том, что налог на прибыль, приходящийся на региональные и местные бюджеты, головная организация может перечислять как по месту своего учета, так и по месту учета филиала. Соответственно, возникли предположения, что Воронежская область может потерять довольно крупную сумму.

Как сообщил собственный источник «КП» - Воронеж», за 2017 год в консолидированный бюджет России и внебюджетные фонды от предприятия поступило более 1,7 миллиарда рублей. Из них 506 миллионов ушли непосредственно в федеральный бюджет. 496 - в консолидированный бюджет области. Остальное - во внебюджетные фонды.

Рассмотрим внимательнее те 496 миллионов рублей, что в качестве налогов получал наш регион. 371 миллион из них - подоходный налог. Прочее - «сборы» за имущество, землю или транспорт. Эти деньги в любом случае останутся в Воронежской области.

- Конечно, структура ОАК предусматривает центр налогообложения в Москве. Но мы считаем, что нужно все-таки подумать о сохранении необходимых финансовых полномочий предприятия (ВАСО. - Ред.), об уровне его самостоятельности. За эти годы сложился уникальный и положительный опыт взаимодействия с Воронежской областью с точки зрения льгот, которые предоставлял регион в имущественной и земельной сфере, в области энергетики и социальных вопросов. Я думаю, это обязательно нужно сохранить. ВАСО всегда был не последним налогоплательщиком в региональный бюджет, и мы заинтересованы, чтобы такая практика продолжилась, - говорит Сергей Гаврилов.

Действительно, депутаты Воронежской облдумы в особо трудные времена для ВАСО вносили изменения в региональный закон «О налоге на имущество организаций». Предоставлялись временные налоговые льготы для предприятий авиапромышленной отрасли.

- Планируется, что в случае с изменением статуса ВАСО распределение налогов между бюджетами разных уровней не изменится, выплаты в региональный бюджет будут идти по тому же принципу, как и сейчас, - ответили на наш запрос в ОАК. - Так же было в ходе реорганизации предприятий корпорации в других регионах.

Интересен и другой момент: правительство сейчас обсуждает схему, согласно которой сама ОАК может вступить в Ростех. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что госкорпорация выделит дополнительное финансирование, порядка 30 - 40 млрд. рублей, на создание самолетов МС-21 (напомним, в их производстве должно активно участвовать ВАСО). Сейчас эта мера обсуждается. Однако Ростех находится под санкциями. Соответственно, в случае объединения все предприятия ОАК также вряд ли смогут сотрудничать с западными партнерами.