Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Досуг27 февраля 2018 14:09

В столице Финляндии с помпой проходит выставка художника-перформансиста Мамышева-Монро

Мероприятие стартовало под названием «Звёздная пыль из России»
Илья САВОЛАЙНЕН
Российский художник-перформансист Владислав Мамышев-Монро. Фото: с сайта arterritory.com

Российский художник-перформансист Владислав Мамышев-Монро. Фото: с сайта arterritory.com

С пятницы, 9 февраля, в музее современного искусства Киасма, расположенном в столице Финляндии, открылась выставка российского художника-перформансиста Владислава Мамышева-Монро (1969–2013).

Появившийся на ленинградской неофициальной арт-сцене на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия Мамышев был мастером перевоплощений, и одним из самых знаменитых российских «дрэг-квинов».

С помощью незамысловатой одежды, аксессуаров, грима, а также тонкого понимания чаяний людей он не без доли иронии исследовал на самом себе внушительное число героев мировой истории и культуры, среди которых: Мэрилин Монро, Любовь Орлова, Бриджит Бардо, Екатерина II, Фёдор Достоевский, Адольф Гитлер, Никита Хрущёв, Папа римский Иоанн Павел II, Осама бен Ладен и Владимир Путин.

Непрерывная смена имиджей стала художественным проектом мастера.

Первым образом была обожаемая Мамышевым американская актриса Мэрилин Монро, в которую Владислав от нечего делать перевоплотился во время службы в армии. Понятий «перформанс» и «современное искусство» в официальном советском обществе конца 80-х не существовало, и армейские чины решили, что у молодого человека не совсем в порядке с головой. Из армии его выдворили прямиком в психиатрическую больницу.

Постепенно легендарная Монро сделалась ключевым образом, который задавал тон всему, что делал художник на протяжении жизни.

Божественная Мэрилин и ужасный Гитлер

В Хельсинки выставку Мамышева-Монро под названием «Русский стардаст» (Звёздная пыль из России) директор Киасмы Лееви Хаапала привёз из Московского музея современного искусства.

«Ключевой темой экспозиции стали многоликий персонаж и звёзды. Он сам был звездой, изображал звёзд и также изображал, как звёзды угасают и превращаются в пыль», – поясняет куратор выставки Яри-Пекка Ванхала.

Как отмечает Ванхала, несмотря на то, что Мамышев-Монро является одним из самых известных художников времён перестройки и жил совсем близко в Санкт-Петербурге, его работы фактически неизвестны финской публике.

Ранее его произведения показывали на трёх галерейных выставках: в 1991 году на выставке Ленинград–Петербург в Хельсинки, в 2001 году на фототриеннале Ars Baltica в Эспоо и в 2011 году на выставке личной арт-коллекции Артемия Троицкого в Хельсинки.

В четырёх залах Киасмы собраны классические работы Мамышева-Монро. Также представлены видеоинсталляции и документальные материалы, в частности, документальные снимки фотографа Сакари Виика о первой зарубежной поездке Мамышева-Монро в Хельсинки.

«На выставке есть одно изображение Гитлера из серии Starz. Если Мэрилин была для него воплощением всего положительного, то Гитлер – её противоположностью. Художник говорил о трёх ипостасях своей идентичности: сам Мамышев, божественная Мэрилин и ужасный Гитлер. Также у нас есть одно изображение, возможно, Путина. Правда, работа называется «Ветеран», поэтому каждый может сам решить, Путин это или нет. На самом деле, когда смотришь на Мамышева-Монро думаешь: невероятно, как же ему удавались такие перевоплощения», – рассказывает Ванхала.

Мастеру перевоплощений было позволено почти всё

В воспоминаниях современников художник Павел Пепперштейн рассказывает, как однажды Мамышев-Монро явился на пресс-конференцию выставки «Москва–Берлин» в Берлине, облачившись в Гитлера. Усевшийся в первом ряду человек с усиками и портфельчиком, но при этом без какой-либо нацистской символики, демонстрировал увлечённость произносимыми речами. Как вспоминает Пепперштейн, на лицах немецких чиновников пробегали волны паники, поскольку они не знали, как воспринимать происходящее, но из равновесия их вывести так и не удалось.

Благодаря стратегии отщепенца и маргинала Мамышеву-Монро было позволительно нажимать на болезненные точки общественного сознания. Так, например, в начале 90-х годов появилась серия «Политбюро», в которой портреты членов горбачёвского Политбюро приобрели женственный макияж. Эдуард Шеварнадзе превратился в Аллу Пугачёву, а прославившийся как «плачущий большевик» Николай Рыжков обратился в героиню садомазо-шоу.

Спустя 10 лет в декабре 2001 Мамышев-Монро шокировал московскую публику, загримировавшись под Усама бен Ладена. Террорист номер один в сопровождении женщины в чадре произвёл неотразимое впечатление в аэропорту Шереметьево, на овощном рынке и в одном из ночных клубов российской столицы.

Творческий путь Владислава Мамышева-Монро оказался относительно коротким. Он погиб на Бали в возрасте 43 лет, утонув в бассейне, глубиной метр. Поначалу даже друзья художника восприняли эту нелепую смерть как очередной перформанс.

«Он всегда оставался актуальным художником. Это яркий представитель современного российского искусства», – говорит Яри-Пекка Ванхала, который несколько лет назад встречался с Мамышевым-Монро в Москве.

Выставка продлится до 29 июля, сообщает Служба новостей Yle.