Премия Рунета-2020
Ярославль
+12°
Boom metrics
Общество14 февраля 2018 13:05

Минкульт раскатает Золотое кольцо

Министерство культуры РФ приняло решение включать в Золотое кольцо новые города. Но не более одного в год
Авторы (3):
Мария АЛЕКСАНДРОВА
Александр СЕДУХИН
На открытие Главной Масленицы страны в Ярославль приехали мэры и делегации городов Золотого кольца. Фото: Евгений КОСТИШИН

На открытие Главной Масленицы страны в Ярославль приехали мэры и делегации городов Золотого кольца. Фото: Евгений КОСТИШИН

- Многие города подали заявку на включение в список Золотого кольца. Среди них - Углич, Тула, Боровск, Таруса, Калуга. Мы приняли решение: включать не более одного города в год, - сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский в Коломне на форуме малых городов и исторических поселений.

Он также пояснил: чтобы попасть в этот «элитный клуб», город должен соответствовать определенным критериям. Взамен член Золотого кольца получает сертификат и возможность наносить на свои гостиницы, улицы, дома, рестораны особые знаки.

Напомним: традиционно в «основной» список Золотого кольца входили восемь городов из пяти регионов России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

Идея туристического маршрута родилась в СССР в 1967 году вполне неформально - из серии очерков журналиста Юрия Бычкова о древнерусских городах под общей рубрикой «Золотое кольцо». Но теперь она формализована и преобразована в национальный туристический проект «Золотое кольцо России». Церемония вручения соответствующих свидетельств Минкульта городам проекта состоялась в прошлом году. Штаб-квартира Союза городов Золотого кольца разместилась в Ярославле, получившем статус столицы туристического проекта и маршрута.

Добавим, что еще в 2016 году заместитель министра культуры России Алла Манилова сообщала, что в список городов Золотого кольца включена Калуга. А лет через 20, судя по словам Мединского, в нем может оказаться большая часть городов Центрального федерального округа и прилегающих территорий.

Ярославлю, наверное, будет лестно считаться столицей столь крупного национального проекта. Но только в том случае, если постоянное расширение Золотого кольца не послужит причиной девальвации самой его идеи.

«Комсомолка» попросила прокомментировать идею расширения людей, профессионально занимающихся исторической наукой и туристическим бизнесом.

Наша Масленицы - яркий русский карнавал. Фото: Евгений КОСТИШИН

Наша Масленицы - яркий русский карнавал. Фото: Евгений КОСТИШИН

Классические города рискуют затеряться

О расширении легендарного маршрута официально стало известно еще в прошлом году, такое решение было принято Советом законодателей Центрального федерального округа (ЦФО).

Действительно проблема, точнее говоря, необходимость ее решения, назрела очень давно, так как кроме «классических» восьми городов в «неофициальное» Золотое кольцо было включено еще полтора десятков населенных пунктов, что размывает и девальвирует саму суть туристического маршрута.

Сейчас официально начат прием заявок от городов, желающих стать частью известнейшего туристического маршрута России. Основными условиями включения города в маршрут является наличие на его территории объектов культурного наследия, православных объектов, музеев, а также хорошей транспортной и туристической инфраструктуры.

Казалось бы, все очень просто. Но попробуем разобраться в этом вопросе.

Сейчас Золотое кольцо включает в себя восемь «классических» городов: Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Кострому, Владимир, Суздаль, Иваново. Если каждый год официально добавлять по одному городу, то через 20 лет «классические города», действительно являющиеся «туристическими жемчужинами», рискуют потеряться в рамках Золотого кольца, рост которого не может быть безграничным.

Кажется сомнительной и затея включать в маршрут города из тех регионов, которые ранее не были представлены в Золотом кольце. То есть было бы логичным, что на включение смогут претендовать только представители от Ярославской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Московской областей. Это позволило бы сохранить логику маршрута и его целостность в восприятии туриста.

Важным моментом является уже отработанная в городе-претенденте индустрия гостеприимства. На общем фоне выгодно выделяется город Углич (Ярославская область). Надо отметить, что он не попал в состав «классического» Золотого кольца России совершенно случайно, а в настоящий момент привлекает массу туристов и является частью весьма популярного среди них мини-маршрута Ростов - Углич - Ярославль.

Александр СЕДУХИН, управляющий туристическим кварталом «Злато место».

В Ярославль гостей привлекают новые виды туризма, в том числе гастрономический. Фото: Евгений КОСТИШИН

В Ярославль гостей привлекают новые виды туризма, в том числе гастрономический. Фото: Евгений КОСТИШИН

А может, придумать что-то новое?

На мой взгляд, официальное расширение Золотого кольца кажется немного искусственным, и важно понять, какие цели оно преследует, какие бонусы принесет туризму и отдельному городу.

Как мы знаем, классический маршрут, существующий десятилетиями, уже давно стал скорее неким образом, нежели реальной траекторией движения. Под Золотым кольцом сейчас подразумеваются древние города Северо-Восточной Руси, сохранившие свое культурное наследие, не слишком удаленные от Москвы и удобные для тура выходного дня. Такой в принципе и была идея родоначальника маршрута - Юрия Бычкова.

Не секрет, что и сегодня многие города - Углич, Плес, Александров, Юрьев-Польский и другие - в сознании туриста ассоциируются с Золотым кольцом, позиционируются так в турпрограммах. И, наверное, ничего неправомерного в этом нет. (Кстати, знаменитое путешествие самого Бычкова, предпринятое в 1967 году, затрагивало и маленькие города Ивановской области, и усадьбу Островского Щелыково). Другое дело - включение в «кольцо» удаленных городов, пусть и достойных, но все же нарушающих логику и логистику маршрута.

Мне кажется, Золотое кольцо давно и прочно существует в массовом сознании как определенная географическая локация, как определенный образ. И, например, Калуга или Таруса будут выглядеть в нем неорганично. Кроме того, критерии включения в Золотое кольцо мне кажутся спорными. В любом городе можно найти «10 объектов показа» (формулировка весьма расплывчатая), а цельность и единство историко-архитектурной среды - это, безусловно, важно, но вопрос в том, как это оценить.

Мне кажется странным и критерий о возрасте города - не младше XV века. Во-первых, просто как историку интересно - какое именно событие здесь считается рубежным и почему города, основанные Екатериной Великой в том же самом регионе на основе уже существовавших исторических поселений, не могут отразить самобытность русской культуры? (А Казань или Брянск, например, конечно, древние, но географически и ментально совсем другие). Во-вторых, не очень понятно, что делать с Иваново - городом, основанным аж в XIX веке, но совершенно «официально» вошедшим в Золотое кольцо с самого начала существования маршрута.

Совершенно согласна с тезисом-критерием о наличии необходимой туристической инфраструктуры в городе и на 100% поддержу требование к созданию современных и, главное, удобных и информативных для туриста интернет-ресурсов. Но в целом остается вопрос: если у города уже все это есть, то что принципиально нового даст ему официальный статус «города Золотого кольца», кроме одного инфоповода для упоминания в СМИ? А вот как раз для менее развитых в плане инфраструктуры городов с уникальным наследием такой статус смог бы стать стимулом к развитию туризма…

Мне кажется, надо оставить Золотое кольцо тем культурным феноменом, каким оно уже существует в массовом сознании, не загоняя его в рамки критериев и статусов, не превращая его в формальность, в набор разрозненных объектов. Если мы хотим в России создать свой «список ЮНЕСКО», то, наверное, стоит придумать что-то новое.

Мария АЛЕКСАНДРОВА, кандидат исторических наук.