Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды22 февраля 2018 10:28

О теле и душе: самые скандальные фильмы Берлинале-2018

Наш кинообозреватель Стас Тыркин рассказывает о картинах фестиваля
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот».

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот».

Брат и сестра два дня подряд лежат в траве в окружении муравьев и кузнечиков, любуясь закатами и рассветами, купаясь в реке, совершая набеги за пивом на ближайшую автозаправочную станцию и бесконечно обсуждая разнообразные философские категории - главным образом, категорию времени (как сообщается, в основе времени - надежда), поскольку у сестры в понедельник экзамен по философии, а брат свои экзамены успешно провалил.

Между братом и сестрой ощущается явное эротическое напряжение: она ревнует его к подружке и объявляет, что перед экзаменом обязана кого-нибудь соблазнить. Следует «флирт» в туалете с посетителем заправки, а потом и хардкор с ее работником. Но все это лишь подстегнет неизбежное, которое наступит, как и бессмысленные и беспощадные кровавые разборки на автозаправке - и это наименее интересное в фильме Филиппа Гренинга под прекрасным названием «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Самое интересное - в том, насколько важная роль отведена режиссеру кузнечику, которого сначала заставляют слушать шансон Сержа Гензбура, а потом пускают в путешествие по реке в коробке из-под сигарет. Едва ли когда-либо насекомому отводилась столь важная роль в игровом фильме. Нет, нельзя сказать, что режиссер уподобляет своих юных героев насекомым - ведь насекомым неведом Хайдеггер. Да и Серж Гензбур тоже.

Кадр из фмльма «Не прикасайся ко мне»

Кадр из фмльма «Не прикасайся ко мне»

Мы же не будем уподоблять Гренинга Терренсу Малика, без чьего влияния не обошлось, но все же Гренинг в своем не лучшем, хотя и все равно любопытном опусе, скорее разбирается со своими, немецкими живописью, философией и литературой. И там есть над чем думать и разбираться, конечно.

С чем разбирается румынка Адина Пинтилие в вещи под названием «Не прикасайся ко мне» менее ясно. Неясно не только, где именно происходит ее действо, не очень понятно, кто ее героиня - помимо того, что это 50-летняя женщина с мужественными складками у рта, обширной грудью и столь же обширными сексуальными комплексами. В первых же кадрах она оплачивает секс-услуги молодому самцу - за возможность угрюмо следить за тем, как он мастурбирует. Но это еще цветочки. Комплексы, порожденные харассментом отца (он, конечно, неизлечимо болен, и ближе к концу героиня отключит его от аппарата искусственного дыхания), столь глубоки, что влекут эту бесцветную женщину к довольно рвотным контактам с пожилым трансвеститом, а потом и к посещению психологических и сексологических сеансов для людей с различными природными деформациями и сильными отклонениями от нормы (впрочем, «что есть норма?» - задает вопрос один из них, сообщающий, что, хотя у него нет рук и ног, пенис у него вполне нормальный, что тут же и демонстрирует). Лишь в финале героиня сможет принять себя, и сорвав, наконец, все одежды огласить пространство животным криком.