2018-03-18T17:11:25+03:00

В Кишиневе Олег Табаков стал настоящим газетчиком, сидел на диете и снимался только по ночам

Вспоминаем великого артиста, которого с Молдовой связывало очень многое
Поделиться:
Комментарии: comments2
Последний раз в Кишиневе Олег Павлович был проездом в 2010 году.Последний раз в Кишиневе Олег Павлович был проездом в 2010 году.Фото: Сергей СЕДЛЕЦКИЙ
Изменить размер текста:

Гениальный артист, знаменитый «Матроскин», художественный руководитель МХАТа имени Чехова Олег Павлович Табаков ушел из жизни 11 марта на 83-м году жизни. С Молдовой Олега Павловича связывало многое. Вспоминаем, что именно и как это было...

В Кишиневе Олег Табаков помогал «зайцам» попасть на спектакль

В октябре 2010 года Олег Табаков вместе с сыном Антоном прилетел в Кишинев, чтобы дальше отправиться на машине в Одессу.

- Я с сыном прилетел, чтобы проведать могилу дедушки. - Олег Павлович был словоохотлив. - Мало кто знает, что мой дед Андрей Францевич Пионтковский жил в Одесской губернии. У него было большое имение, он занимался зерном. Он жил в черте оседлости, в селе Гонората и в Балте. После октябрьского переворота крестьяне моего деда, капиталиста, еще два года прятали от лихих персонажей того времени - Котовского, Марии Богуславки и прочих. Вот так крестьяне боролись против буржуев. Похоронили моего деда в Балте, которая в то время была столицей Молдавской Автономной Советской Республики. Там, на местном кладбище, он и покоится. Лет десять назад я пытался найти его могилу. Там все заросло, неухожено очень было. Мне сказали, что могилу уже «закатали». Что ж, побываю сегодня, поставлю крест на его могиле. Вот сыновей хотел взять, прилетел с Антоном. Пашка — дурак, заграничный паспорт забыл дома, прилетел в аэропорт с российским. Его не пустили, Молдавия уже заграница...

- А где вы поставите крест, раз могилы уже нет?

- Кости деда все равно в той земле лежат. Как выходишь из церкви, поворачиваешь налево, - Олег Павлович стал руками показывать направление, видно, припоминая, как идти к родной могиле.

- Олег Павлович, а когда вы приедете в Кишинев на гастроли, побалуете нашего зрителя?

- Помню, в начале девяностых я прилетел в Кишинев на гастроли, подошел к театру, а оттуда! - Олег Павлович вкусно втянул в себя воздух. - Такой сладкий запах. Оказалось, директор театра сдала второй этаж под создание штруделей с мясом, с брынзой, с вишней. У входа стояла толпа, человек сто. От них отделились мужчина и женщина, подошли ко мне и говорят: «Олег Павлович! Помогите попасть на спектакль! У нас денег на билеты нет». Заныло в душе, конечно, провел. Понимаете, у меня сейчас нет потребности в деньгах, во МХАТе, в моем театре, спектакли идут с аншлагами. Ну, если считать аншлагами девяносто девять целых...

- Девяносто девять сотых?

- Ну, может, чуть поменьше. Занятость большая. Если будет решена эта вводная проблема, обязательно к вам приеду!

Олег Павлович вместе с Антоном сели в машину и поехали по направлению к молдо-украинской границе. Улетал он в Москву на следующий день. Дел ведь — невпроворот.

Кинопробы Олега Табакова к картине «Марк Твен - против...», которая снималась на «Молдова-филм»

Кинопробы Олега Табакова к картине «Марк Твен - против...», которая снималась на «Молдова-филм»

В Кишиневе Олег Табаков спал на матах

Это случилось в 1976 году. В разгаре «холодная война». Цент­ральное телевидение решило заказать на киностудии «Молдова-филм» картину об американском сатирике и писателе Марке Твене. Сценаристу Клементию Минцу, автору «Укротительницы тигров», заказали фильм-памфлет, критикующий американскую демократию и хваленую свободу слова на Западе. Поэтому будущий фильм был посвящен «критику американского буржуазного общества» Марку Твену. Это был этакий оригинальный «подарок» американцам от молдавских киношников к 200-летию США.

Долго ломали голову над названием фильма. Так как все судебные процессы в Америке начинаются с фразы: «Соединенные Штаты против…», то было решено картину назвать: «Марк Твен против…». Многоточие должно было означать «…против Соединенных Штатов».

Сроки производства были крайне сжатыми, так как 4 июля, День независимости США, был не за горами. В принципе, это были две роли: журналист провинциальной газеты «Вирджиния Сити» Самюэль Клеменс и сам сатирик, на склоне лет вспоминающий свою молодость и надиктовывающий мемуары стенографистке Пирль, которую сыграла молдавская актриса Мария Сагайдак.

На роль Марка Твена режиссер Михаил Григорьев пробовал пять актеров.

- Первым пробовался Олег Даль, - вспоминает художник-постановщик картины Влад Булат. - Это уже позже появился Олег Табаков. Следует сказать, что Олег Павлович гармоничнее смотрелся в роли Марка Твена. Фигурой он очень похож на своего героя. Олег Даль очень огорчился, узнав, что не будет играть в молдавском фильме!

Иногда съемочной группе приходилось работать по двое-трое суток без сна. Одни артисты приезжали, другие уезжали, а кинокамера работала без перерыва. Все валились с ног. Табаков тоже приезжал уставшим. Помимо всего прочего, он одновременно снимался в Киеве в фильме «Каштанка». Приезжал просто измотанным.

- У него был «тяжелый» грим, - вспоминает главный оператор картины Павел Балан. - Его накладывали часа три-четыре. Олег Павлович с удовольствием заходил гримироваться, потому что мог в это время поспать. А еще в перерывах между съемками, пока мы меняли декорации и аппаратуру, он спрашивал меня: «Сколько времени я могу покемарить?». Я отвечал: «Ну, минут сорок пять!» «Отлично! - отвечал он. - Спички для век мне не понадобятся!»

Члены съемочной группы узнали, что у Табакова день рождения. Чин чином поздравили его, Олег Павлович буркнул что-то неопределенное. Зато позже накрыл стол, притащил водки. Но выпить отказался: «Я на диете и совсем сейчас не пью!»

А еще Табаков так вжился в роль, что перенял кое-какие привычки настоящего Марка Твена. Пил много кофе и не расставался с коллекционной кофейной чашечкой из Японии. Прессу читал, как настоящий газетчик. Когда снимали редакцию, именно Олег Павлович предложил устроить настоящие катакомбы из старых газет и бумаг, а вместо двери в редакцию - створки, открывающиеся и в ту и в другую сторону.

- Никто из нас в то время в США не был, - смеется художник-постановщик Влад Булат. - Тем более, в редакции «Вирджинии Сити»! Но все вышло очень натурально!

Мария Сагайдак тоже тепло вспоминает съемки этой картины:

- Картина легко снималась. Обстановка на съемочной площадке была спокойная, дружеская. Олег Павлович всегда был готов прийти мне на помощь. Но у меня была легкая роль, слов было очень мало. Я в кадре практически ничего не делаю. А Олег Табаков - настоящий профессионал! Из-за него ни разу не приходилось переснимать. Хоть и получился фильм неброским, «камерным», но зато пришелся по душе зрителям. Его очень тепло приняли.

Когда Олег Павлович Табаков был в Кишиневе в 1998 году, ему вручили мантию и диплом почетного доктора Экономической академии «Хонорис Кауза», а работники «Молдова-филм» - кассету с копией фильма «Марк Твен против…»

В Кишиневе Олега Табакова пришлось обмануть

Несколько лет назад мы заглянули на «Молдова-филм» к заведующей сценарно-постановочной частью киностудии Надежде Ерофеевой.

- Вот, благодаря вам нашла, - гордо демонстрирует светлый костюм Надежда Николаевна. - Знаете, кто его носил? Олег Табаков в картине «Марк Твен против»! Помните, он в старости надиктовывает своей секретарше, которую сыграла Мария Сагайдак, историю своей жизни?

Мы кивнули. Действительно, помним.

- Он все время в этом светлом костюме снимался! Правда, нам пришлось его немного обмануть...

- Это как? - удивились мы.

- Дело в том, что Олег Павлович чрезвычайно требователен к деталям. И просил, чтобы костюм был именно и только из шерсти. Но у нас такого не было. Был только кримпленовый. А ведь в XIX веке кримплен еще не носили...

- И что же?

- Олег Павлович приехал на съемки, узнал, что мы его немного ввели в заблуждение, поворчал для вида, но стал сниматься именно в этом кримпленовом костюме. Зато костюму сносу нет! Он еще сто лет будет здесь храниться, на киностудии.

Надежда Николаевна бережно вертит перед нами вешалку с висящим на ней костюмом Табакова. Чем Олегу Павловичу еще запомнился этот фильм, так это тем, что снимался он исключительно по ночам.

- Утром Табаков работал в ТЮЗе, затем была репетиция, а вечером - спектакль, - рассказывает Надежда Ерофеева. - После спектакля он садился в самолет, прилетал на съемки, снимался. Затем засыпал на обычных спортивных матах как убитый. А утром - опять в Москву, в ТЮЗ. И так продолжалось целый месяц!

В октябре 2010 года Олег Табаков прилетел в Кишинев.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также