Общество17 марта 2018 14:10

В классе обнаружен «Бермудский прямоугольник»: за какую парту сесть, чтобы не спросили на уроке

Школьников, которые сидят на этих местах, учителя спрашивают гораздо реже, чем остальных
Виктория РИПА
Школьная аномалия была найдена во время использования в учебном процессе методики, разработанной специалистами Высшей школы экономики

Школьная аномалия была найдена во время использования в учебном процессе методики, разработанной специалистами Высшей школы экономики

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Как это часто бывает с эпохальными открытиями, учителя екатеринбургской гимназии 210, которая к тому же носит еще имя собственное - «Корифей», открыли «бермудский прямоугольник» в школе совершенно случайно.

Во все века считалось, что спастись от учительского глаза можно только «на камчатке». На последние парты обычно и рассаживались лоботрясы и двоечники. Последние научные исследования, проведенные в «Корифее», доказали: это не так.

- Разные учителя проводили исследования в 48 кабинете, но у всех оказались одни и те же результаты, - директор Алексей Алимович Бабетов ведет меня в теперь уже ставшее знаменитым помещение.

Во все века считалось, что спастись от учительского глаза можно только «на камчатке»

Во все века считалось, что спастись от учительского глаза можно только «на камчатке»

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Школьная аномалия была найдена во время использования в учебном процессе методики, разработанной специалистами Высшей школы экономики. Ее суть заключается в том, что учителя приходят на уроки друг друга и ведут наблюдение за ходом занятия по специальной схеме. В том числе смотрят и то, как распределяется внимания учителя между учениками. Так получилось, что сначала занялись 48 кабинетом…

Школьников, которые сидят на этих местах, спрашивают на уроке гораздо реже, чем остальных

Школьников, которые сидят на этих местах, спрашивают на уроке гораздо реже, чем остальных

Фото: Рушан КАЮМОВ

- Я сижу на уроке у коллеги, передо мной план класса, и я галочкой отмечаю каждое обращение учителя к ученику. В итоге вырисовывается схема: у кого из учеников получилось больше галочек, к тем учитель чаще обращался. Цель взаимных посещений - сделать так, чтобы учитель обратил внимание на зоны, которые выпадают из его поля зрения, чтобы внимание учителя было распределено равномерно, - рассказывает учитель английского Артем Мамылин, который первым обратил на странную закономерность.

…Директор Алексей Бабетов открывает дверь 48-го кабинета. Стены небольшого помещения украшены большими бумажными бабочками:

- Это кабинет биологии. Им заведует Вера Евгеньевна Лукьянова. Она очень любит бабочек, поэтому их здесь так много, - объясняет он. И рукой очерчивает «Бермудский прямоугольник». В классе, где столы стоят в четыре ряда по четыре парты меньше всего спрашивают школьников, которые сидят на второй и третьей партах второго, третьего и четвертого рядов.

- Мы заинтересовались и стали такие же схемы рисовать в других классах, - объясняет «первооткрыватель» Мамылин. – Выяснилось, что и в других помещениях именно на учеников, которые сидят за этими партами, учителя обращают меньше всего внимания. Причем, уроки могут быть разными, учителя разными, аудитории различными, а правило «Бермудского прямоугольника» все равно действует! Даже если парты расставлены по-другому – все равно почти в центре, но со смещение от окна на один ряд существует особая зона.

- Мы стали задумываться – почему так получается? – признается учитель. – Нам самим поначалу оказались выводы очень странными – ведь кажется, что ты одинаково опрашиваешь весь класс, никого не пропуская и не выделяя.

Одна из версий, которую выдвинули в «Корифее» такая: на самом деле очень немногие учителя следят за распределением ученической активности во время урока. На первых партах обычно сидят отличники. И взгляд учителя, как бы проскакивает между ними. Получается, что перед ним весь урок лица тех, кто сидит на вторых и третьих партах. Поэтому может казаться, что их уже спрашивали – примелькались ученики.

- Я подозреваю, что такие же «Бермудские прямоугольники» есть и в других школах. Обязательно нужно привлечь внимание к этой проблеме. Учителя должны о ней знать! - горячо говорит Артем Мамылин и тем самым лишает возможности двоечникам и троечникам занять в классе комфортные места.

Немногие учителя следят за распределением ученической активности во время урока

Немногие учителя следят за распределением ученической активности во время урока

Фото: Андрей КАРА

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Прокомментировать открытие в «Корифее» я попросила ведущего сотрудника Института образования ВШЭ (где, собственно, и разработана методика изучения внимания учителя) Марину Пинскую.

- Мы не в курсе такого явления, но это определенно интересно, - ответила ученый. - Возможно, существование «бермудского прямоугольника» обусловлено тем, что учитель не обращает внимания на детей, которые, по его мнению, не ответят. И он не хочет на них тратить время.

Вопрос к читателям:

- А вы как спасались во время опроса учителя? Обращали ли вы внимание на то, что в классе есть «гиблые» места, а есть те, где есть шанс быть невызванным?