Марат Башаров в Воронеже.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
18 марта аншлаг в Воронеже собрал спектакль «День сюрпризов» с Татьяной Васильевой и Маратом Башаровым. В комедии о закулисной жизни театральных работников Башаров сыграл гастарбайтера. О том, на какую роль его пригласили в канадский фильм, а также о знаковых картинах и режиссерском поприще артист рассказал «Комсомолке» перед спектаклем.
НА ГОНОРАР ЗА ЭПИЗОД У МИХАЛКОВА МЕСЯЦ ОТДЫХАЛИ В КРЫМУ
- Когда вы впервые попробовали себя на сцене в «Кентервильском привидении», вы сказали, что открыли для себя врата безделья.
- Ну, это же общеизвестная фраза. Постоянно же говорят, что в актеры идут люди, которые ничего в жизни делать не умеют, очень ленивые. Типа ну что такого - вышел на сцену или в кадре покривлялся и ушел. Однажды у Мастрояни, кажется, спросили: нравится ли ему быть актером? И что он ответил: «Смотрите, я сижу дома, ничего не делаю, мне звонят, потом присылают сценарий, я его читаю, если соглашаюсь, за мной заезжает машина, привозит на съемочную площадку, там ставят стул, я встаю на 5-10 мин что-то сыграть, даже не свой текст произношу - ничего придумывать не нужно, кормят, потом сажусь в машину, меня отвозят домой, после этого мне платят огромные деньги, и меня любит весь мир. Вот и подумайте - нравится ли мне быть актером?». Я разделяю его точку зрения.
- А какие роли вам давались с трудом?
- Вот в «Кентервильском привидении», наверное, и была самая тяжелая роль. Когда я только открывал для себя этот волшебный мир театра. Потому что ты еще ничего не знаешь, еще у тебя задействованы «мышцы», которые никогда не работали.
- А первая ваша роль в кино была в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, как вам работалось с маститыми? Какие были впечатления?
- Ну, какие ощущения, когда ты студент театрального института, ты Михалкова живьем-то не видел, а тут тебя приглашают в его фильм. У меня там даже была пара слов. Конечно, все было как в тумане. Помню, что снимался я три дня. И когда получил гонорар, на эти деньги мы с однокурсниками уехали на месяц в Крым. Представьте, за три съемочных дня! Я и мои однокурсники Егор Дронов и Егор Баринов - мы втроем снялись, заработали эту денежку и втроем уехали на месяц в Гурзуф. Вот какие ощущения от Никиты Сергеевича. Сейчас фиг ты съездишь, будучи студентом первого курса, отснявшись даже у Михалкова. А тогда за эпизодическую роль - и получить такие деньги, чтобы иметь возможность уехать отдыхать на месяц на море!
- Потом вас Михалков и в «Сибирский цирюльник» пригласил, который снимался почти год. Там вы маршировать лучше кадетов научились…
- Погружение полезно всегда. Если ты играешь юнкера, а не умеешь даже стоять как военный, сразу скажут, чего он там выпендривается. Мы в Костромском училище подготавливались к съемкам. И когда строевым маршем шли по Соборной площади в Кремле, наш актерский взвод прошелся лучше, чем кремлевские курсанты, это приятно. В фильме это видно. Когда снимали «72 метра», огромное количество времени мы потратили, чтобы научиться, как себя вести под водой. Нам во время съемок приходилось плавать под водой без акваланга и оборудования. Если не учиться, можно начудить. Я благодарен за это своей профессии. Когда мне еще посчастливится оказаться в местах, где никто не может быть? На атомной подводной лодке погрузиться в воду, в африканской прерии бежать ото львов. Вся жизнь очень яркая, за это тебе платят деньги, и тебя любит весь мир.
Марат Башаров с Татьяной Васильевой в спектакле "День сюрпризов".
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
КУДА ЕЩЕ ТАТАРСКОГО АРТИСТА БРАТЬ? ТОЛЬКО В ФИЛЬМ УЖАСОВ!
- Какие свои фильмы считаете знаковыми?
- Много фильмов-то. Знаковые - это те, про которые люди спустя много лет говорят: «Марат, спасибо, за этот фильм!». И ты думаешь: ого, он давно прошел, я сам-то забыл. Некоторые говорят: «Спасибо вам за фильм «Дикари», другие про него же: «А что это было?». Некоторые благодарят за «72 метра» - потому что служили, мол, спасибо, что рассказали. Фильмы - как дети: каждый - твой ребенок, и невозможно выделить.
- Сейчас самым обсуждаемым стал самый кассовый фильм «Движение вверх», где у вас интересная роль. Вы к своему герою, спортивному функционеру, как отнеслись?
- Кто-то же должен играть плохих персонажей!
- Вдовы баскетболистов, требовавших исключения из фильма «Движение вверх» ряда недостоверных сцен, проиграли суд создателям картины. Насколько, по-вашему, творец должен придерживаться исторической правды, снимая художественный фильм?
- Подавать в суд - это их право. Если бы про меня сняли фильм и где-нибудь соврали, я бы был только счастлив. Как говорится, не обманешь - не расскажешь, не соврешь - не приукрасишь… Ну им что-то не понравилось, они поступили так. Я бы гордился, был бы счастлив, что об их подвиге сняли кино. Это же не документальный фильм, художественный. Пусть скажут спасибо, что сняли не всю правду. Время-то какое было. Много чего было. Это мы только немного сняли про то, где наши баскетболисты… разными были. Кушать-то всем хотелось. Каждый крутился, как мог. По другому-то как? Все вертелись.
- Вы сейчас в зарубежном фильме «Ночные крылья» будете сниматься? Расскажите, о чем он?
- Это ужастик. Куда еще татарского артиста брать? Только в фильм ужасов! Съемки будут в Канаде и Венгрии. Я буду играть стюарда на борту самолета.
Марат Башаров в Воронеже.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
ХОЧУ ПОКАЗАТЬ СВОЙ СПЕКТАКЛЬ В СИРИИ
- Вы поставили спектакль «Разговор с душой. За гранью», где играете религиозного фанатика. Что вас сподвигло?
- Герой перебрал с религией и ушел в радикальный ислам. Спектакль о том, что нужно к религии относиться с умом, с уважением. Хочется показать в постановке, что ислам не всегда то, о чем пишут и говорят по телевизору. Сейчас ислам ассоциируется с негативом, войной, терактами, террористами, с чем-то плохим. Вы видите каждый день в новостях что в Сирии происходит, сколько экстремистов-исламистов. Они рождаются такими же как мы с вами. А почему становятся другими? Потому что им запудривают мозги. И мы про это рассказываем в спектакле, каким образом не попасться на уловку, чтобы ты не пошел как зомби. На Украине уже, по-моему, полстраны зомбированы. Им тоже промывают мозги. Я бы сказал, что это спектакль-предотвращение. Посмотрите, оглянитесь вокруг, как вы живете, что вы делаете? Некоторые идут от безысходности, потому что им обещают заплатить деньги, кормить на что-то семью. В итоге они оказываются обманутыми, им ничего не платят. А они уже в заложниках своей наивности, глупости… Мы сыграли премьеру в Москве 18 февраля. Хотим с этим спектаклем съездить в Сирию. Я ездил недавно по лагерям беженцев в Сирии, Ливане. Мы разговаривали там с представителями наших посольств. Нас приглашают, ждут.
- Как ощущаете себя в роли режиссера?
- Больше никогда не буду себя пробовать одновременно в качестве актера и режиссера. Либо одно, либо другое. Просто это продолжение истории об этом герое, и никто кроме меня его сыграть не имел права. Поэтому пришлось и ставить, и играть. Полгода готовились, я посвятил все время, все силы проекту.
ПОРЧУ НАВОДЯТ НА ТЕХ, КТО ДАЕТ СЛАБИНУ
- С ледовым шоу Ильи Авербуха больше не гастролируете?
- Нет. Я много проездил. Не устал, это огромная отдушина и счастье выйти на лед с прославленными фигуристами, но нет возможности, спектакли. А работать с Илюшей - это счастье. В театре у тебя одна стена - зрители. А там зрительская энергия прет со всех сторон. И в четыре раза сложнее - приходится кланяться не в одну сторону, а сразу в четыре.
- Вы столько лет ведете «Битву экстрасенсов». Не боитесь как-то неудачно пошутить, а то заколдуют?
- Волков бояться - в лес не ходить. Запашные же входят в клетку к тиграм. Так и я. Если ты боишься, то ты становишься слабым. А значит, уязвивым. А если ты уязвим, тебе могут где-то навредить, навести какую-то порчу.
- Вы верите в эти сглазы и порчи? Влияют на судьбу потусторонние силы?
- Есть, наверное, какое-то шестое чувство и так далее. Но на мою судьбу это не влияет. Если ты уверен в себе, уверен в своих силах. Спасибо маме с папой за это. А на самой программе мне продюсер сказала: «Марат, запомни, не ты должен их бояться, а они тебя должны бояться. Ты должен себя ставить так, чтобы они от тебя зависели». Вот так и стараюсь. Это как учитель в школе. Входишь и начинаешь за ними наблюдать, кто как себя ведет, кто пытается на тебя произвести впечатление, кто, наоборот, ведет себя как серая мышь. Конечно, все хотят отличиться, что-то там «колдуют-малдуют». Но я должен быть главным. Поэтому каждый раз как в клетку к тиграм.