Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Общество23 марта 2018 17:19

Фельдшеры воронежской «скорой» устроили «итальянскую забастовку»

Почему медработники отказываются работать по одному? И как это скажется на пациентах?
Как медики решили бороться за свои права?

Как медики решили бороться за свои права?

Фото: Алексей БУЛАТОВ

23 марта резко обострился конфликт между сотрудниками и администрацией «Воронежской станции скорой медицинской помощи». Об этом «КП-Воронеж» сообщили в пресс-службе профсоюза медработников «Действие». По их информации, уже месяц каждую смену от 8 до 12 сотрудников отказываются работать «по одному».

То есть медики не выезжают на вызов в бригаде, неукомплектованной вторым работником. Почему? Ответ прост: поскольку это противоречит нормам приказа Минздрава России № 388н.

Конечно, в данной ситуации все сводится не к одной лишь формальности. Мы постарались разобраться, почему же воронежские фельдшеры устроили так называемую «итальянскую забастовку» - когда все делается строго по инструкции? И действительно ли администрация потребовала от одного из «отказников» подписать заявление на увольнение?

В ожидании чуда

Этой истории нужна небольшая предыстория: 2 марта 349 сотрудников воронежской станции скорой медицинской помощи подписали коллективное обращение к президенту России Владимиру Путину.

- Средняя заработная плата по Воронежской области в 2017 году, по данным Воронежстата, составила 27,9 тысячи рублей. Средняя заработная плата среднего медицинского персонала БУЗ ВО ВССМП города Воронежа близка к средней зарплате по региону, однако при ее расчете применяется некорректный подход, поскольку указанные показатели достигаются за счет того, что большинство сотрудников трудится на 1,25 - 1,5 ставки и вынуждены значительно перерабатывать, - говорилось в том заявлении.

Медработники возлагали большие надежды на указ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной социальной политики». Как раз согласно ему зарплата тех же фельдшеров должна была соответствовать хотя бы среднестатистической. Но как заявляют сами специалисты, этого не случилось.

В итоге многим сотрудникам приходилось работать в неукомплектованных бригадах - то есть по одному: за работу в таких условиях медработники получали надбавку в размере 80% от оклада.

- В связи с неправильным подходом к расчету уровня средней заработной платы среднего медперсонала БУЗ ВО ВССМП, заработная плата сотрудников, не имеющих дополнительной нагрузки, работающих на одну ставку, остается на низком уровне, порядка 14 000 - 18 000 рублей в месяц, а среднеобластной уровень зарплаты достигается исключительно на бумаге за счет грубейших манипуляций с цифрами и повышенной нагрузки на персонал, приводящей к переработке, переутомлению, профессиональному выгоранию, высокому уровню заболеваний и ранней смертности среди сотрудников, - было написано в документе, подписанном работниками скорой помощи.

Обращение быстро нашло отклик непосредственно в стенах ВССМП: было организованно собрание, на котором сотрудникам объяснили, что они имеют право не работать по одному. И как рассказал нам один из участников того собрания, фельдшеры подумали: «А почему бы действительно не воспользоваться этим советом?» С этого и началась та самая «итальянская забастовка», то есть работа «по инструкции» - с соблюдением установленных стандартов и правил. Нечто подобное в 2013 году устраивали детские врачи из Ижевска, а в 2014 ситуация повторилась уже в Москве. Теперь, видно, настала очередь Воронежа.

Главное, чтобы вся эта ситуация не сказалась на пациентах

Главное, чтобы вся эта ситуация не сказалась на пациентах

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Бунт не одного?

- В «Воронежской станции скорой медицинской помощи» отказываются работать по одному где-то порядка 50 человек. Это делают, конечно, не все сотрудники по разным причинам. Кому-то сейчас нужны деньги, и он продолжает работать больше нормы, а кто-то бьется за идею. На Советской и Левобережной подстанциях все люди работают, потому что боятся заведующих. А вот на Коминтерновской, Ленинской, Центральной и Железнодорожной не испугались, - рассказал нам один из фельдшеров, принимающих участие в этой акции.

Недовольные медики перестали ездить на вызовы поодиночке. Но документально свой протест не оформляли. А 23 марта фельдшер Иван Пирогов пришел за час до смены и написал официальное заявление, что отказывается работать один, и отправил его как диспетчерам, так и администрации. Однако даже после этого на него, как говорят коллеги Ивана, оформили вызов. Он отказался. В этот же день сотрудника пригласили в головной офис организации, где его попросили написать объяснительную.

- Ни в коем случае не подписывать сейчас никаких «объяснительных», ни тем более - заявлять об отказе от предоставления объяснений, - советует, как действовать в такой ситуации, Андрей Коновал, сопредседатель МПРЗ «Действие». - По закону у сотрудника есть два рабочих дня на подготовку юридически грамотных объяснений работодателю, если ему вменяют нарушение трудовой дисциплины. Однако в настоящем случае мы видим нарушения именно со стороны администрации станции, которая принуждает сотрудников, во-первых, к работе в нарушение федеральных правил оказания скорой медицинской помощи. Во-вторых, к принудительному труду, поскольку, с нашей точки зрения, здесь речь идет о поручении человеку дополнительной работы в основное рабочее время (совмещение должностей), а это по статье 60.2 Трудового кодекса - только с письменного согласия работника. Иван таких согласий не подписывал.

Как сообщил «КП» источник, близкий к администрации станции скорой помощи, фельдшерам увольнением никто не угрожал.

- Да, конфликтная ситуация есть. Почему она сейчас обострилась, непонятно. У нас никогда не было много сотрудников. Зарплата маленькая, но она была такой всегда. Никакие условия труда не изменились. Тем более что фельдшерам работа без помощника компенсируется. Но, видимо, и этого мало, - рассказал наш собеседник.

Однако спикер не стал отрицать, что сегодня один из работников скорой, когда его распределили на вызов, отказался ехать. Соответственно, руководство потребовало объяснительную, на каком основании человек не стал оказывать помощь.

Реакция уже есть

Другие воронежские фельдшеры говорят, что, хотя конфликты и были, ситуация развернулась крайне неожиданно. Как нам рассказали сотрудники местной скорой, на 100 тысяч населения должно быть 10 машин – это норма, которая сохранилась еще с советских времен.

- В СССР никто не вызывал «скорую» оттого, что у него температура 37,2 или он расстроился. Нагрузка была гораздо меньше, поэтому и существовала такая норма. Сейчас же нагрузка выросла, а бригад, чтобы работать в городе, выходит максимум 70 в день. То есть мы работаем в условиях постоянной перегрузки. Времени на отдых практически нет. У нас получается далеко не восьмичасовой рабочий день. Человек порой практически сутки не вылезает из машины. Люди находятся в ситуации хронической усталости, - рассказывает нам один их фельдшеров.

Вот медики и решили бороться за свои права. Как рассказали нам фельдшеры-активисты, сейчас уже и некоторые коллеги Ивана думают, что стоит его поддержать и написать такие же заявления. Только не ясно, как после этого будет развиваться ситуация.

- Конечно, нагрузка на остающихся сотрудников выросла. Но реально выполнять работу скорой помощи один человек не может. Бабушкам таблетки под язык раскладывать можно. А вот если нужно эффективно провести сердечно-легочную реанимацию в одни руки? Это просто невозможно. О какой эффективности можно говорить? Об очень низкой, - комментирует наш собеседник из лагеря медработников. - Конечно, и задержки в вызовах стали больше. Но вы должны понимать, что в «скорой» работают вовсе не людоеды. Все экстренные вызовы обслуживаются в первую очередь.

Однако вся эта ситуация грозит еще и тем, что фельдшер может принять за несерьезный вызов такой случай, когда вроде бы здоровому и молодому человеку действительно понадобилась срочная помощь. А если как раз на этот вызов медработник решит не ехать? Или задержаться? И пока такого не случилось, из ситуации нужно срочно искать выход. Как говорят сами фельдшеры, после начала конфликта средних медицинских специалистов начинают быстро добирать. Возможно, это поможет улучшить работу бригад скорой помощи.

В профсоюзе медработников нам рассказали, что нарушение норм «Порядка оказания скорой медицинской помощи» распространено в разных регионах нашей страны. И в Воронеже все еще проходит более-менее мирно. Например, на следующей неделе голодовку собираются объявить сотрудники скорой помощи Харовской ЦРБ в Вологодской области.

КСТАТИ

Как долго едет «скорая»?

Вызвать машину скорую помощь любой воронежец может по телефонам: 03 или же 112. Норматив приезда «скорой» — 20 минут. Она приезжает, когда существует реальная угроза жизни человека. Кроме того, работает и так называемая «неотложка»: ее время приезда – 2 часа. Такую машину к вам отправляют, если у вас повысилась температура или же обострилась какая-то болезнь, которая не угрожает вашей жизни.