Премия Рунета-2020
Воронеж
+6°
Boom metrics
Общество3 апреля 2018 20:33

Воронежские застройщики нацелились на центр города?

О том, как будет развиваться наш мегаполис, рассуждали ведущие эксперты страны
Центр Воронежа требует грамотного осмысления

Центр Воронежа требует грамотного осмысления

Фото: Виктор ЛЕВШАКОВ

Небольшой деревянный домишко с покосившимся забором стоит впритык с краснокирпичным особнячком родом из 90-х. Неподалеку работают строительные краны, возводя этаж за этажом новую высотку, и тут же трещит двухэтажное строение прошлого века. Сталинский ампир и помпезное барокко соседствуют с новыми архитектурными формами – сегодня центр Воронежа похож на хвост диковинной птицы, позаимствовавшей перья у различных собратьев. Получилось пестро и своеобразно, но, конечно же, вызывает много вопросов: зачем и почему? Но самый главный вопрос: что же будет дальше с нашим мегаполисом? Ответить на него попытались в рамках V форума «Воронеж BUILD».

Все надежды на метро

- Времени шутить и говорить, что все будет хорошо, не остается. Очень мало времени. Города России развивались по определенной модели последние 100 лет. Эта модель была очевидна – строительство спальных районов. Продолжать ли эту тенденцию? Или развивать центр города? - начал пленарное заседание член Союза Архитекторов Илья Заливухин.

Сейчас по всей стране развивается идея комплексного строительства, комплексного проектирования. Мы уже не раз писали, что воронежские девелоперы «наелись» в полях, многие из них думают о том, как бы развивать центр города. Об этом перед своим отъездом, например, говорила Марина Ракова, бывший главный архитектор региона. Но если идти от центра, то, что же будет с историческим видом города?

О том, каким может предстать наш город через год, рассказал зампредседателя правительства Воронежской области Виталий Шабалатов. По его словам, застройка Воронежа сложилась исторически и кардинально изменить ее сегодня уже никто не может.

- Такого потенциала, как сегодня, у региона не было, наверное, в течение последних 20 лет. Спросили у меня: «Что будете делать с дорогами, с пробками?» Любой город, который развивается такими темпами, а мы строим в Воронеже более миллиона квадратных метров, сталкивается с подобными проблемами. В 2019 году мы планируем приступить к реконструкции части дорожной сети города, которая позволит разгрузить Северный микрорайон и центр города. Если будет реализован проект метро, а сегодня вероятность его реализации достаточно высока, то мы закроем основные проблемы в плане передвижения по городу,- подчеркнул Виталий Шабалатов.

Воронежское метро – нашумевшая в последнее время тема, однако на форуме на нее не стали делать большой акцент. Виталий Шабалатов подтвердил, что в первую очередь планируется соединить с помощью метро центр города и Северный микрорайон. Сейчас рассматривается возможность, что отдельная станция будет стоять и у аэропорта. Кроме того, в перспективе именно в эту зону будет вынесен и автовокзал.

Путь от общего к частному

Илья Заливухин постарался узнать у Виталия Шабалатова, как сейчас относятся власти города к застройке центральной его части.

- Мы не препятствуем застройке в центре города. Другой вопрос, что эта застройка не должна ухудшить положение людей, которые там проживают. Когда между домами маленькой этажности появляется многоэтажка с достаточно большой плотностью, возникает проблема и с дворовой территории, и с парковкой. Мы сейчас подходим к тому, что если идет речь о строительстве в центре, то нужно постараться уйти полностью с парковками под землю. Принцип такой: хотите жить в центре – либо живите без машины, либо вам придется приобретать место для машины, - ответил Виталий Шабалатов.

Эксперты отметили, что воронежцы сегодня практически не покупают у застройщиков парковки. По их словам, половина мест под землей и в наземных стоянках пустуют. Застройщики несут убытки и спрашивают: «Для кого мы их строим?» Виталий Шабалатов признался, что работу эвакуатора можно было бы усилить, но это могло бы спровоцировать протест со стороны горожан, которые не готовы к подобным мерам.

Соответственно был поднят острый вопрос: должны ли эксперты консультироваться у местных жителей, определяя будущее города?

- Если вы спросите у людей: «Строить ли многоэтажку в центре города?» По-моему, ответ будет очевиден. А если вы спрашиваете у людей, чтобы они хотели делать на этой территории в течение 50 лет, то тогда они, наверное, вам не ответят. Нужно идти от общего к частному и опираться на некую культурную среду. Нужно изучать, почему именно так сформировалась эта среда, - отметил Иван Карпушкин, директор Центра Столыпина, эксперт по социальному развитию и комплексному развитию территорий. – Я увидел прекрасный труд «Воронежский пульс». Прочитал несколько глав и многое узнал о Воронеже. На базе этого исследования может быть выстроено развитие социальной среды. Вы должны понять, чем занимаются здесь люди, почему эти специалисты здесь живут, почему уезжают или остаются. Это все нужно понимать. Иначе вы будете проектировать то, что никому не нужно, а потом вы попытаетесь это населить людьми.

Хоть многие воронежцы и против, но застройка, скорее всего, будет только уплотняться

Хоть многие воронежцы и против, но застройка, скорее всего, будет только уплотняться

Фото: Виктор ЛЕВШАКОВ

Экономика во главе всего

- Нам бы хотелось, чтобы в современном городе доминировала культурология или социология, но от экономики никуда не денешься, - вступила в дискуссию Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города». – С экономической точки зрения территория в городе имеет свою стоимость. В центре, конечно же, эта стоимость выше, чем на периферии. В центре более высокая плотность не просто потому, что так кому-то хочется, а потому что экономика так диктует.

Надежда Борисовна подчеркнула, что центр города и исторический центр города могут быть разными местами. Конечно, никто сегодня не даст застраивать высотками главные улицы прошлых столетий. Однако, по мнению эксперта, Воронеж и другие города могут опираться на опыт Москвы с ее застройкой территории бывшего завода «Зил». Президент Фонда «Институт экономики города» считает, что сегодня рядом с центром есть множество мест, которые требуют обновления и плотной застройки.

- Эффект многоэтажной субурбанизации в российских городах сложился в результате невыявленной стоимости земли, слабой градостроительной политики, непрофессиональных инвестиций. Что мы в результате получили? В результате такой политики, а она одинакова во всех российских городах, у нас дефицит инвестиций в сложившуюся инфраструктуру: капитальный ремонт, модернизацию, снос и обновление. Наше поколение это уже не ликвидирует, это длительный процесс. Мы оставляем эту тему на наших еще не родившихся детей и внуков, но начинать нужно уже сейчас, - подчеркивает Надежда Косарева.

Эксперт отмечает, что пора прекратить возводить так называемые «спальные» микрорайоны в полях. Нужно думать о том, чтобы не доводить существующие дома до состояния аварийных, и как-то планово прорабатывать центральную часть города.

Комфортные города – это плотные города?

- Если экономика говорит, что в центре должна быть более плотная работа, а люди в это не верят - мы не сможем это преодолеть. Все люди считают, что «плотность» - это плохо и не комфортно, но это не правда, - отметил Тимур Башкаев, который несколько лет посвятил созданию Московского центрально кольца — одного из крупнейших инфраструктурных проектов последнего времени.

Тимур Истанович провел параллели с московской программой реновации: он отметил, что сейчас главная стратегия города – это уплотнение территорий. По мнению архитектора, именно такое уплотнение ждет и Воронеж.

- Без уплотнения нет комфортной среды обслуживания. Малое количество людей не могут окупить того комфорта, к которому привыкли города. В таких районах нет магазинов, привычных «сетей». Там просто невыгодно работать. Главная моя мысль – современные комфортные города – это плотные города. Если вы ездили по миру, то вы это знаете. Только концентрация функции и людей могут обеспечить обслуживанием спрос всех, кто туда приходит, - подчеркнул Тимур Башкаев.

Таким образом, лейтмотивом всего V форума «Воронеж BUILD» стало уплотнение города и развитие его центра – об этом, по крайней мере, высказывалось большинство экспертов. Другое дело, что воронежцы мечтают, похоже, о другом: о малоэтажной даже коттеджной застройке. Некоторые слушатели прямо из зала спрашивали, когда же в Воронеже появятся пусть плотные, но уютные и невысокие кварталы, как в Испании или Швеции. К мнению горожан и посоветовал прислушаться один из спикеров Иван Карпушкин.

По какому же пути пойдут застройщики, остается только догадываться. Однако уже сейчас можно сказать, что девелоперы нацелились на центр с его ценной территорией, занятой сейчас небольшими частными домами, а порой и вовсе складами или закрытыми предприятиями. Вопрос лишь в том, что там будет появляться отдельные «башни», все те же разрозненные пестрые перья или же полноценные кварталы с единой комплексной застройкой.