2018-06-06T18:02:32+03:00

Пицца, виски и газировка на орбите: как космическая отрасль зарабатывала на рекламе

В 90-е годы российская космонавтика пыталась выживать всеми способами
Космонавты с надувной банкой "Пепси" в космосе, кадр из трансляции 1996 года. ФОТО Неменов Александр/Фотохроника ТАССКосмонавты с надувной банкой "Пепси" в космосе, кадр из трансляции 1996 года. ФОТО Неменов Александр/Фотохроника ТАСС
Изменить размер текста:

И сейчас-то денег на космические проекты на хватает. Что уж говорить про 90-е годы. Тогда каждый кормился, как мог. Иногда это выглядело впечатляюще.

Первыми протоптали дорожку к рекламе на фоне звезд российские военные. В начале 90-х с космодрома Плесецк стартовала ракета «Циклон» с наклеенной на корпус картинкой швейцарских часов Breitling. Правда, деньги за необычную рекламу придумавшие такой трюк офицеры Военно-космических сил не заработали. Зато по бартеру обзавелись подарочным фондом. Одни часы достались начальству, другие дарили в качестве поощрения.

Любовь к надежным хронографам – это для космонавтики святое. В 1993 году на станцию «Мир» компания Omega отправила 25 часов Speedmaster. Якобы, для того, чтобы посмотреть, как они будут вести себя в космосе. По возвращении на землю, как говорят, партию вернули «для изучения» компании. Но, по слухам, несколько космонавтов выкупили космические часики по остаточной стоимости. А, может, не только космонавты. Рекламный щит Omega, насколько я помню, какое-то время украшал главный зал подмосковного Центра управления полетами.

1996 год, Центральная пультовая по управлению запуском космических ракет на одном из стартовых комплексов космодрома в Плесецке. ФОТО Сергей/Фотохроника ТАСС

1996 год, Центральная пультовая по управлению запуском космических ракет на одном из стартовых комплексов космодрома в Плесецке. ФОТО Сергей/Фотохроника ТАСС

Следующими в космосе рекламировали швейцарские Fortis – тоже особая «космическая» серия – с механическим заводом и специальным небликующим покрытием. В 1995 году контракт заключил уже Росавиакосмос (предтеча нынешнего Роскосмоса). Сумма сделки обнародована не была. Но космонавтам, летавшим с такими часиками на орбиту, их оставляли после полета на память. Бесплатно.

Могильные плиты на обтекателе

О странном проекте, который мог быть осуществлен только в безнадзорные 90-е, напомнил мне бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов. Однажды ракета «Протон» стартовала с обтекателем, которой со всех сторон был обклеен постерами с картинками могильных плит. Жуткая ноша была рекламой романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Прообразом места действия романа была станция Тюра-Там рядом с Байконуром, а связующей нитью в произведении были похороны. Как потом использовалась съемка пуска ракеты – неведомо. Мне разыскать фотографии чудаковатого проекта не удалось.

А первой «нормальной» рекламой – то есть за которую получили деньги, был наклеенный на ракету «Протон-К» логотип табачной компании West. Ракета ушла в небо 30 октября 1992 года. На этом Центр имени Хруничева заработал почти $70 тыс.

31 октября 1992 г. Старт спутника телевизионного вещания "Экран", совместного проекта "Главкосмоса" и фирмы "Вест". ФОТО Пушкарев Альберт/Фотохроника ТАСС

31 октября 1992 г. Старт спутника телевизионного вещания "Экран", совместного проекта "Главкосмоса" и фирмы "Вест". ФОТО Пушкарев Альберт/Фотохроника ТАСС

Затем на ракете «Союз» летал в космос логотип популярной в 1999-м российской компьютерной компании R&K, добившейся права стать главных поставщиком космических предприятий России.

$600 тысяч за надувную бутылку

А в апреле 1995 года реклама пробралась и внутрь станции «Мир». Наши космонавты Геннадий Стрекалов, Владимир Дежуров и американец Норман Тагард разыграли тираж «Русского лото» в прямом эфире с борта «Мира». Забавно, что им на орбиту даже доставили лотерейные билеты. И – о чудо! – все они оказались выигрышными.

В следующем году в космос улетела Pepsi. В 1996 году российские космонавты Юрий Онуфриенко и Юрий Усачев во время выхода в открытый космос запустили в безвоздушное пространство надувной 1,2-метровый макет банки Pepsi. Видео этого полета потом использовали в рекламе. Кроме того, космонавты поставили свои автографы на визитках топ-менеджеров компании и привезли на Землю несколько десятков бутылок напитка, которые затем продали на аукционе.

За масштабную рекламу Pepsi выложила $600 тыс.

Масштабная рекламная кампания в космосе обошлась Pepsi в 600 тысяч долларов.

Масштабная рекламная кампания в космосе обошлась Pepsi в 600 тысяч долларов.

Сыграли в гольф на орбите

Годом позже рекламу в космосе снимала уже израильская молочная компания TNUVA. На видео тогдашний командир станции «Мир» космонавт Василий Циблиев подлетал к пачке с молоком и пробовал напиток. 1,5-минутный ролик обошелся израильтянам в $450 тысяч.

А в 2001 году японская компания, выпускающая напиток Pocari Sweat, решила переплюнуть Pepsi. Она заплатила $786 тысяч за то, чтобы космонавты Виктор Афанасьев и Константин Козеев сняли на МКС ролик с парящими в открытом космосе бутылками с напитком.

Но рекорд пока за американской Pizza Hut. В том же 2001 году компания заплатила Роскосмосу $1 млн, чтобы стать первой пиццерией, доставляющей продукты в космос. Так получилось, что участие в рекламе досталось снова Юрию Усачеву – на борту была его вахта. Он на камеру пробовал доставленную на борт пиццу, приготовленную по «космическому» рецепту.

В 2001 году "Пицца Хат" стала первой сетью пиццерий, запустившей свою продукцию в космос. Фото: Youtube

В 2001 году "Пицца Хат" стала первой сетью пиццерий, запустившей свою продукцию в космос.Фото: Youtube

А через год на ракете «Протон» улетел девятиметровый логотип Pizza Hut и картинки овощей, из которых компания готовит пиццу.

В том же 2001 космонавты Михаил Тюрин и Владимир Дежуров рекламировали на МКС Kodak.

Ну а самая странная акция произошла в 2006 году. На МКС за деньги играли в гольф. Канадский гольф-клуб Element 21 Golf решил поставить мировой рекорд по самому длительному полету мяча после удара. Космонавт Михаил Тюрин в открытом космосе запустил мячик. Этот удар попал в книгу рекордов Гиннеса. Сколько получил за полет мяча Роскосмос, не сообщалось.

Сорвалось

Экс-пресс-секретарь космического ведомства Сергей Горбунов вспоминает, что самым масштабным рекламным контрактом Росавиакосмоса мог стать выход на орбиту человечка из рекламы Мишлен - Бибендума. 90-сантиметровая фигурка, состоящая из стилизованных шин, должна была появиться на МКС за $2,5 млн. Контракт сорвался в последнюю минуту.

Еще одним невероятным проектом, который не удалось осуществить, должен был стать старт ракеты «Союз», покрашенной не в традиционный зеленый цвет, а в ярко-красный. Ракету собирались запустить к юбилею Coca-Cola – так компания собиралась переиграть конкурентов из Pepsi. Но не вышло.

Что сейчас?

В 2015 году на МКС японский грузовой корабль HTV доставил кроме всего прочего шесть пакетов японского виски Santory. Правда, космонавтам было запрещено употреблять напиток. Идея производителей была такой: после года на орбите напиток должен стать более насыщенным. Ну, а бренд – более узнаваемым. Спустя год виски вернули на землю и сравнили с контрольными образцами на земле. Какой вывод был сделан – не сообщается. Но можно представить стоимость виски, выдержанного год в условиях МКС.

Деньги за эксперимент получило японское агентство JAXA.

А как у них?

В 1992 году с подачи конгрессмена Эда Маркея и по согласованию с NASA в США был принят закон, запрещающий американским космонавтам участвовать в рекламных кампаниях. Но в 2007 году NASA сняло запрет – мол это тоже пропаганда полетов к звездам. Но заметных рекламных контрактов у американцев с тех пор не было.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Деньги не лишние

В принципе, ничего плохого в том, что космонавтика зарабатывает на рекламе, так же как и на туристах, нет. Полеты в космос – штука дорогая. И если запуски спутников – история теперь коммерческая, то дорогостоящая пилотируемая космонавтика не окупается и не будет окупаться в ближайшие столетия (а, может, и никогда она не научится приносить доход).

А уж когда реклама с идеей, с выдумкой – почему бы нет? Космонавтам самим интересно оторваться от рутины и заняться непривычным делом. Жаль, что в последнее время рекламных контрактов у космонавтов практически нет. Можно было бы придумать что-нибудь необычное, веселое, запоминающееся.

Истории жизни и открытий выдающихся ученых, повлиявших на развитие мировой космонавтики в коллекции "Великие умы России" на shop.kp.ru и в фирменных магазинах КП

Коллекция "Великие умы России"

Коллекция "Великие умы России"

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также