Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество10 апреля 2018 8:00

Робот-грузчик или местные фермеры: куда будет развиваться ритейл

Заодно представители торговых сетей рассказали, кто сегодня главный посетитель магазинов
Фото: Андрей ЛЕОНОВ

Фото: Андрей ЛЕОНОВ

Есть такая поговорка – «Просто, как сходить за хлебом». Несмотря на то, что в ней не сказано куда сходить, все прекрасно понимают – в магазин. За последние более чем 25 лет с подписания указа «О свободной торговле», количество таких магазинов выросло, как грибы после дождя. Пойти и выбрать то, что нравится, по доступной цене не составляет никаких проблем. Но мало кто всерьез задумывался, а что происходит с крупными сетями, как «Пятерочка», куда движется торговля (от магазинов «у дома» к супермаркетам, или наоборот), почему на полках стало больше продуктов от местных фермеров и откуда берутся скидки на товары. Специалисты по ритейлу собрались на II медиафорум АКОРТ (ассоциация компаний розничной торговли, - Ред.), чтобы как раз обсудить и выявить все тренды торговли за последнее время и рассмотреть варианты развития в будущем.

«БЕДНЫЙ ГЕДОНИСТ»

К 10 часам утра маленькая, но уютная аудитория Ельцин центра оказалась заполнена практически полностью. Несмотря на утро, никто носом не клевал, а все внимательно слушали докладчиков. Тем более, что начались выступления с доклада аналитиков, которые рассказали, что российские ритейлеры наконец начали показывать рост продаж.

- С кризиса 2012 года продажи практически остановились в росте. Это было очень тяжелое время, - начал выступление гендиректор компании Infoline-Аналитика. – Но сейчас наметился тренд роста. Потребители научились экономить и выбирать то, что им нравится, поэтому наблюдается их отток в торговые сети. Доля потребителей в сетях стала 60%.

Рост в продажах, кстати, подтвердили и уральские чиновники.

- Мы наблюдаем рост на 2,3 % за 2017, что выше, чем в 2016, - отметил министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Дмитрий Дегтярев.

Но за время кризиса изменился тип покупателя. Аналитики даже придумали название этому отдельному классу клиентов.

- Мы назвали его «бедный гедонист». Из-за кризиса люди научились экономить, но есть такие люди, которые ценят комфорт и общение в магазинах выше, чем большую скидку. Есть живой пример: мы заметили пенсионерку, которая покупает масло премиум класса. Когда спросили зачем, она ответила – я лучше буду есть его меньше, но зато оно будет качественным! Вот куда наметился сдвига в плане покупателей - в 2000 году при выборе магазина главенствовала цена (люди готовы были ехать в другой район), то сейчас к этой категории добавилось качество и уникальность покупки.

Но при этом, по словам социологов, отношение к большим сетям, до сих пор осталось «советским».

- Супермаркеты до сих пор воспринимают, как большие ларьки. Есть два типа оценки, одни люди считают, что такие точки открыли обычные «торгаши». Мол, просто покупают у фермеров дешево, продают дороже. Так думают в основном взрослые люди. Молодежь воспринимает сети, как место, в котором можно купить все и со скидкой. И эти стереотипы очень сложно победить, ведь они складывались в людях годами, - отметил гендиректор аналитического центра «Платформа» Алексей Фирсов. – Поэтому главный вызов для ритейлеров – это качество продукции, и некие «фишки». Например, хоть доля продовольственных ярмарок и маленькая (всего 3% от общего количества продаж), это как раз отсылка к стереотипу о том, что сети – это большие рынки. И такие мероприятия привлекают и поставщиков, и покупателей.

БЕЗ МЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ НЕ ВЫЖИТЬ

Крупные ритейлеры уверены, что без увеличения доли местных поставщиков, выжить уже не получится. В уральских магазинах «Пятерочка», например, которая входит в компанию X5 Retail Group, фермерское молоко от производителей Свердловской области составляет 88%.

- А в целом мы имеем долю в 26% от местных производителей. А по стране это 20% всего. И мы видим в этом преимущество и вектор развития. Потому что сокращаются затраты на доставку, и мы будем предлагать людям уникальный продукт, которого нет, допустим, в Ленинградской области. Покупатели это будут знать и идти к нам, - уверена директор уральского дивизиона торговой сети «Пятерочка» Ольга Петько.

По словам Петько, в планах у сети и вовсе развивать ассортимент товаров СТМ (собственная торговая марка). Это следующий шаг на сближение с местными предпринимателями.

- В нашу сеть может прийти любой производитель и мы будем с ним работать. Выйдут ли товары на прилавок – другой вопрос. Но мы однозначно рассмотрим любого бизнесмена, желающего попасть к нам на полки, - уверяет Ольга Петько. – И мы уже вкладываем миллиарды рублей, например, в пекарни, чтобы в магазине был хлеб производства «Пятерочка». И развитие СТМ касается не только хлебобулочных изделий.

ИННОВАЦИИ В ТОПЕ

Директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group Вадим Капустин в свою очередь уверен, что в топ ритейлеров выведет только использование IT-технологий.

- Большие компании сейчас экспериментируют в оптимизации производства. Например, 70% стоимости распределительных центров – это люди, которые там трудятся. В Amazon, например, решили заменить их роботами. Да, люди потеряли работу, зато для всех остальных снизилась стоимость товаров, - говорит Капустин. – В Китае вообще есть магазин – MoviMart, так там покупки делаются через интернет, покупателю достаточно приехать, а продавцы вынесут собранный пакет. Оплата также через Сеть. Уже существуют дроны по доставке продуктов, есть курьеры, привозящие пакеты к станциям метро, которые удобны людям. Вот что в конечном итоге сыграет важнейшую роль и выведет ритейлера в топ.

По словам Капустина, о роботизации говорить пока рано, ведь Россия в плане развития ритейла пока отстает от других стран на 3-5 лет. Но отставание сокращается с каждым годом, так что будущее не за горами.