В большинстве цехов завода Embraer фотосъемка запрещена даже для представителей СМИ, однако кое-что снять все же удалось.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Белорусская авиакомпания «Белавиа» постепенно обновляет свой парк. С помощью кредитов Банка развития Беларуси и Бразильского банка развития «Белавиа» купила три новеньких самолета Embraer. Первый из них - Embraer-175 - прилетел в Минск 19 апреля. Борт уже в новой ливрее (так называют раскраску самолетов), с синим васильком на хвосте. В салоне 76 кресел: 12 мест в бизнес-классе и 64 - в экономклассе. В самолете есть несколько доработок - в результате, по словам пилотов, самолет лучше управляется. Уже 24 апреля, после завершения всех таможенных и технических процедур, этот борт примет первых своих пассажиров - полетит в Берлин. Второй самолет - Embraer-195 - уже произведен и сейчас проходит обкатку, он прилетит в Минск в мае. Третий такой же прилетит в Беларусь в июне. А еще пять таких же бортов авиакомпания возьмет в лизинг в 2019 - 2020 годах.
Первый из трех заказанных новеньких самолетов Enbraer торжественно передают руководству авиакомпании «Белавиа».
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
- Мы сотрудничаем с Embraer уже пять лет и очень довольны их самолетами, - рассказал «Комсомолке» гендиректор авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров. - Покупка новых самолетов позволит авиакомпании расширить маршрутную сеть, обеспечить больший комфорт для пассажиров, а также снизить цены на билеты, ведь новые Embraer более экономичные, чем те, которые используются в нашей авиакомпании.
Гендиректор авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров показывает гостям новый самолет Embraer, который прилетел в Минск 19 апреля.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Таким образом, учитывая имеющиеся сейчас четыре самолета Embraer, к 2020 году у «Белавиа» будет 12 самолетов этого бразильского производителя. «Комсомолке» удалось посетить завод Embraer в Бразилии и посмотреть, как производят самолеты, на которых уже летают и будут летать белорусы.
«Каждая третья семья в этом городе имеет отношение к авиазаводу»
Итак, Embraer - это крупнейший производитель гражданских и военных самолетов. С момента своего основания в 1969 году компания Embraer произвела более восьми тысяч самолетов. Каждые 10 секунд где-то в мире взлетает самолет, выпущенный Embraer. В классе самолетов до 150 мест Embraer занимает первое место, обгоняя канадскую компанию Bombardier, американскую Boeing и французскую Airbus. Представительства компании расположены по всему миру, но главные производственные мощности находятся в бразильском городе Сан-Жозе-дус-Кампус - это округ Сан-Паулу. В какой-то степени авиазавод можно назвать градообразующим:
- В самом городе живет 600 тысяч человек, а в Embraer работает 20 тысяч человек, поэтому у нас говорят, что каждая третья местная семья имеет отношение к авиастроительному заводу, - рассказал «Комсомолке» менеджер Embraer по анализу деятельности авиакомпаний Вадим Фокин.
Каждая третья семья в бразильском городе Сан-Жозе-дус-Кампус имеет отношение к заводу Embraer.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Площадь самого завода в Сан-Жозе-дус-Кампус - 66 футбольных полей. А имеющаяся испытательная взлетно-посадочная полоса является одной из самых протяженных в мире. Ее длина - пять километров. Для сравнения: длина полосы национального аэропорта Минск, способного принимать самые большие самолеты в мире, составляет 3,6 километра.
Площадь завода Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампус – 66 футбольных полей. И это не считая пятикилометровой испытательной взлетно-посадочной полосы – одной из самых длинных в мире.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Подобно производству автомобилей, авиазавод не производит абсолютно все комплектующие. Этим занимают сотни компаний-субподрядчиков, расположенных по всему миру.
- Embraer тщательно выбирает партнеров и постоянно контролирует их продукцию, - рассказал «Комсомолке» руководитель отдела глобальных корпоративных коммуникаций компании Embraer Николас Морелл Гонсалес. - Производство каждого самолета в результате занимает 3 - 3,5 месяца.
«В каждом самолете - 60 километров кабелей, но их укладывают всего за два дня»
Производство самолетов начинается в цеху сборки фюзеляжей. Фюзеляж собирают из отдельных «колечек».
Фюзеляж самолета собирают из отдельных «колечек».
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Конечно, все секреты представители завода не раскрывают. Например, в цех по сборке фюзеляжей не пускают даже представителей заказчика - опасаются промышленного шпионажа. Во многих цехах запрещено снимать даже представителям СМИ.
В цех по сборке фюзеляжей не пускают даже представителей заказчика – опасаются промышленного шпионажа. Снимать пришлось снаружи.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Из цеха сборки собранный фюзеляж перевозят в цех покраски:
- Сама покраска фюзеляжа длится три часа, - рассказывает супервайзер цеха покраски. - Раньше фюзеляж красили десять человек, сейчас процесс автоматизирован, этим занимаются роботы-манипуляторы. Более мелкие детали планера красятся вручную. Например, на покраску крыла уходит полтора дня. А всего на покраску каждого самолета уходит пять дней и 160 литров краски, наносят пять слоев. Это только базовый цвет - на нанесение логотипов и рисунков уходит еще какое-то количество краски.
Бразильский завод Embraer производит не только большие самолеты, но и небольшие бизнес-джеты.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Далее окрашенный и высушенный корпус перевозят в цех сборки и монтажа систем. Тут есть две параллельных линии, в каждой - по шесть постов. Работа на каждом посту занимает два дня, работает примерно по 15 человек. На первом посту в фюзеляже прокладывают кабели.
- А знаете, сколько кабелей в каждом самолете? - интригуют работники цеха? - В самолете Embraer-175 - 45 километров кабелей, в Embraer-195 - 60 километров!
Тем не менее все жгуты укладывают всего за два дня. Все они заранее промаркированы и доставлены к месту сборки в специальных синих сумках. Над комплектацией и выдачей запчастей работает отдельных цех.
Над комплектацией и выдачей запчастей работает отдельных цех.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Следующий этап - это испытания фюзеляжа на скручивание. Специальные гидравлические устройства пытаются изогнуть и скрутить корпус, а датчики меряют все параметры. Если они в норме - фюзеляж специальным мини-тягачом, который управляется пультом дистанционного управления, передвигают на следующий пост, где продолжают сборку.
На работу на каждом из шести постов в цеху сборки и монтажа систем отводится два дня.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Параллельно другая группа инженеров собирает крылья, стабилизаторы, киль и другие части самолета. На следующем посту стабилизаторы и киль крепят к фюзеляжу.
Параллельно другая группа инженеров собирает крылья, стабилизаторы, киль и другие части самолета.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
«Кажется, что это обычные болты, но от них зависит очень многое»
На заключительном посту этого цеха прикрепляют крылья. Супервайзер цеха сборки показывает небольшую коробку с болтами:
- Казалось бы, простые болты. Но они - один из важнейших элементов, - говорит он. - Именно такими болтами крылья прикручивают к фюзеляжу.
Кажется, что это обычные болты, но от них зависит очень многое – ими крепят крылья.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
- Крыло подвозят к самолету специальным устройством. Мы в шутку называем его "Майклом Джексоном" - его движения чем-то напоминают нам движения этого популярного артиста, - улыбается супервайзер.
Желтый погрузчик, который стыкует крыло с фюзеляжем, на заводе Embraer ласково называют Майклом Джексоном.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Наконец, самолет переезжает в цех окончательной сборки. Тут также есть шесть постов - на каждом проводят нужные операции. Например, на одном из постов навешивают двигатели. В этом же цеху мы замечаем новейший Embraer E2 - самолет следующего поколения. Он еще более технологичный и экономичный.
- Не считая нескольких тестовых образцов, этот самолет - второй серийный экземпляр, который мы пока произвели, - говорит Вадим Фокин. - Первый самолет несколько дней назад доставили заказчику - норвежской авиакомпании. Второй экземпляр скоро уйдет туда же.
Новейший Embraer E2 – пока произведен всего один такой самолет! На фото – второй экземпляр.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Как удалось узнать, через некоторые время новинку, возможно, смогут оценить и белорусы:
- В 2021 году мы рассмотрим вариант покупки новейшего Embraer E2, - позже расскажет гендиректор авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров.
В цеху окончательной сборки также есть шесть постов – на каждом проводят нужные операции.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
А пока мы следим за передвижением собираемых самолетов. После окончательной сборки самолеты отправляются на испытания. Потом следует процедура приемки самолетов представителями авиакомпании.
- Этот процесс происходит примерно неделю, если появляются какие-то вопросы, их устраняет производитель, - пояснил Анатолий Гусаров.
На одном из постов навешивают двигатели.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Финальная стадия - торжественная передача самолета заказчику - это происходит в Центре выдачи. Торжественные речи, символическое шампанское - и самолет готов лететь к своему заказчику.
В Центре выдачи самолетов вносят последние штрихи.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Интересно, что самолеты средней дальности, которым и является Embraer-175, не могут за раз преодолеть такое расстояние, как, например, из Сан-Жозе-дус-Кампуса в Минск. Поэтому самолет, произведенный для «Белавиа», добирался до Минска с тремя технических остановками:
- Одна дозаправка - на краю Бразилии, в аэропорту Ресифи. Вторая - на острове Сал в Атлантическом океане, а третья - в Испании, - рассказал Анатолий Гусаров.
Работники бразильского авиазавода Embraer монтируют оборудование крыла.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Так выглядит один из буфетов на территории бразильского завода Embraer.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
«Наш центр поддержки клиентов наблюдает за произведенными самолетами круглосуточно»
Впрочем, после того как самолет отправится к заказчику, работа сотрудников завода Embraer над выпущенным самолетом не заканчивается. Специальная служба поддержки круглосуточно принимает обращения клиентов со всего мира.
В этом помещении специальная служба поддержки круглосуточно принимает обращения клиентов со всего мира.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
- На реагирование по любому вопросу уходит не более четырех часов, - рассказал руководитель Центра поддержки клиентов. - У нас есть специальная система AHEAD - Aircraft Health Analysis and Diagnostics (в переводе с английского - «Анализ и диагностика состояния воздушных судов». - Ред.). - В данный момент к ней подключено 80% всех самолетов, произведенных нами. Мы в онлайне можем отслеживать и контролировать все параметры и своевременно принимать меры.
На большом экране, расположенном перед сотрудниками, выведена онлайн-таблица с бортами - всего их 1166 штук. Среди прочих мы замечаем и самолет с белорусской регистрацией EW-400PO - это Embraer-195, который бразильский авиазавод выпустил в 2014 году и передал в «Белавиа».
- В этот момент борт находится в Санкт-Петербурге и готовится к вылету в Минск, - поясняют сотрудники центра.
На большом экране, расположенном перед сотрудниками, выведена онлайн-таблица с бортами – всего их 1166 штук.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Спустя два дня первых из трех новых самолетов Embraer успешно добрался до Минска, преодолев 12 000 километров, где был торжественно презентован уже белорусской публике.
Презентация самолета Embraer-175 в национальном аэропорту Минск. Фото предоставлено пресс-службой авиакомпании «Белавиа».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Фотофакт: «Белавиа» получила новенький Embraer. В Минск он прилетит 19 апреля, а первых пассажиров примет уже 24 апреля.