2018-04-28T00:15:03+03:00

Виктория Токарева: «Данелия казался недоступным как Александр Македонский»

Известная писательница (в прошлом году вышло собрание сочинений Токаревой из 20 томов) провела мастер-класс в школе литературного мастерства «Хороший текст», на котором побывал корреспонденты «КП»
Поделиться:
Комментарии: comments30
Кадр из фильма «Мимино»Кадр из фильма «Мимино»
Изменить размер текста:

Научить писать рассказы или киносценарии, как мы поняли из лекции Виктории Самойловны, невозможно. Для рассказов и киносценариев нужен талант, который сродни алкоголизму. Если тянет писать, значит «в вас есть батарейка, которая чикает». Хотя, с другой стороны, графоманов тоже тянет к столу - не удержишь. Токарева рассказывала, как она писала сценарии в соавторстве с режиссером Георгием Данелия. Их фильмы - «Джентльмены удачи», «Мимино», «Совсем пропащий» - не стареют и не надоедают. Каждый Новый год включишь телевизор, а там обязательно Доцент и Косой ищут золотой шлем Александра Македонского. О том, как делают кино, мы порасспрашивали Токареву.

КИНО — ЭТО ФИКЦИЯ

- В тот период, когда мы познакомились с Данелия (его попросили переделать сценарий к рассказу Токаревой «День без вранья», за который изначально взялся режиссер Андрей Ладынин — Ред.), его мать и жена лечили его от запоев. Поскольку ему выпить хотелось, а выпить было нельзя, он все время был в жуткой депрессии. Ходил хмурый. Причины его мрачности я не знала. Поэтому мне он показался недоступным и строгим, как Александр Македонский. Он ходил королем. У него было абсолютно кошачье лицо и фигура. Какой-то инопланетянин.

Есть такое выражение: могущество мужчины не идущего в руки. Данелия на меня совсем не обращал внимания. И это было очень сексуально. Конечно, я влюбилась.

Мы начали работать. То, что предлагал Данелия, было очень талантливо, узнаваемо и смешно. По всему дому разносился мой смех. Так я выражала свое восхищение. Я смеялась как курица, которая кудахчет от того, что снесла яйцо. А-ха-ха-ха-ха. А-ха-ха… И Данелия ожил.

У него была очень талантливая, очень культурная грузинская семья. Потрясающая мама. Папа еще лучше — главный инженер московского Метростоя, генерал-майор. Они страдали из-за того, что у сына случаются запои. И тут мой хохот. Вся семья воспряла. Это был замечательный период жизни. Думаю, и Данелия влюбился в меня. Но себе не сознавался.

Его мать и она хотела, чтобы Данелия работал только со мной. Потому что, когда он работал со мной, у него было хорошее настроение. И потому, что я не пила. До этого он писал сценарии с кинодраматургом Валентиным Ежовым, который был алкоголиком, с Геннадием Шпаликовым, который был тяжелейшим, запущенным алкоголик, с Виктором Конецким, который тоже пил. У всех у них была патология одаренности. Заметьте: почти все интересные, талантливые люди, или алкоголики, или наркоманы, или бабники…

Мне было тогда 26 лет. Я была замужем, у меня был маленький ребенок. Я не курила и не пила. И стоял вопрос: есть ли у меня вообще способности при таких положительных данных.

Кинорежиссера Георгия Данелию и Викторию Токареву долгие годы связывают творческие отношения. Фото: Евгений ВОЛКОВ

Кинорежиссера Георгия Данелию и Викторию Токареву долгие годы связывают творческие отношения. Фото: Евгений ВОЛКОВ

ПО ПУСТЫНЕ ШЕЛ ВЕРБЛЮД

Мы написали сценарий «Джентельменов удачи». Для кого? Для его друга — Шурки Серого. Шурка как раз вышел из тюрьмы. И ему нужно было помочь. Он учился вместе с Данелия на режиссерских курсах. Шурка влюбился в девушку. За ней ухаживал еще один молодой человек - архитектор. И Шурка ударил архитектора по голове сечкой для рубки капусты. Шурку посадили на 6 лет. Он отсидел пять. Вышел на волю, но работу ему не давали. И тогда Данелия пошел к директору Мосфильма - просить за Серого. Но ему сказали: «Мы не дадим работу Серому». Перед тем как сесть, Шурка снял фильм «Иностранка». И все газеты и журналы раскритиковали этот фильм, как самый плохой фильм всех времен и народов. Директор «Мосфильма» сказал Данелии: «Я дам Серому работу, если ты возьмешь на себя все: сценарий, постановку, выбор актеров, монтаж...». И Данелия согласился, потому что для грузина дружба превыше всего. А Серый был его другом.

И мы стали работать втроем. Серый научился в тюрьме спать с открытыми глазами. Когда он садился на диван, у него глаза становились слюдяными как у свежемороженого окуня. И смотрели в никуда. Данелия понял, что нас вдвоем нельзя оставлять — мы ничего не делаем, хотя я старалась изо всех сил. Первая фраза сценария была придумана Данелия: по пустыне шел верблюд. Я тут же записала. На верблюде сидели три жулика: вор-рецидивист Доцент, карманник Косой и Хмырь. Мы писали и все время смеялись. Прежде чем садиться за сценарий, Данелия знал, что Доцента будет играть Леонов, Хмыря - Вицин, Косого - Крамаров. Кстати, на роль Косого пробовался Михаил Кононов (обязательно нужно было провести пробы и с другими актерами). Но он был такой молодой, светлый и чудесный, что образ карманника разрушался. На роль Василия Алибабаевича пробовался Фрунзик Мкртчян. Но он был таким ярким, что затмил всех остальных героев.

Фильм вышел, разошелся на цитаты. На премьере зал дружно ржал. Рядом со мной сидела женщина, которая просто сползла со стула.

ЗЕРНО ФИЛЬМА

После выхода «Джентльменов удачи» мы решили снова писать вместе. Мама Данелия никаких других соавторов не признавала. Начали писать сценарий по моему рассказу «Шла собака по роялю», с которым у меня было связано масса надежд. Но в результате написали «Мимино».

Встретили азербайджанского писателя и киносценариста Максуда Ибрагимбегова и он напомнил Даления, как тот ему рассказывал про вертолетчика, которы ставил вертолет у себя во дворе, а утром выходил из дома и стучал ботинкам по колесу. После этого Данелия сказал: «Я буду снимать «Мимино». И на другой день мы уже стали писать «Мимино». Первую часть про горное грузинское село он сочинял с Резо Габриадзе. Вторую часть, когда Мимино приезжает в Москву, с моим участием. Весь сценарий мы написали за месяц. В это время СССР сбил корейский самолет, погибли люди. В Москве должен был проходить кинофестиваль, но к нам иностранцы не захотели ехать. Мы себя скомпрометировали. Потом пришел Министр кинематографии Филипп Ермаш и говорит — надо вырезать эпизод, где Мимино звонит домой в город Телави, а женщина-оператор по ошибке соединяют его с грузинским евреем, который живет в Тель-Авиве. Цензура была жесткая. Данелия говорит: «Я не могу вырезать эту ключевую сцену. Это зерно фильма». Ведь смысл в чем? Хорошо не там, где хорошо жить, а где ты нужен. У себя дома Мимино необходим всем: он возит дрова, кур, корову... А в Москве кому он нужен? В Москве он один из многих. Но Данелия хитрый. Для фестиваля он вырезал эту сцену. А в остальных копиях звонок в Тель-Авив сохранил.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также