Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество3 мая 2018 14:17

Враг внутри меня: один из лучших российских онкологов открыто рассказывает о каждодневной борьбе с собственным раком

Доктор Андрей Павленко завел интернет-блог, чтобы развенчать мифы и победить страхи, связанные с болезнью
"Все мужчины в нашей семье - лысые. И я теперь тоже", - шутит доктор Павленко.

"Все мужчины в нашей семье - лысые. И я теперь тоже", - шутит доктор Павленко.

— Мне 39 лет, и у меня рак желудка третьей стадии, — буднично говорит Андрей Павленко, видно, что эти слова за последнее время он произносил десятки раз. — Я не входил в группу риска, вел стандартный образ жизни, занимался фитнесом, у меня всегда был хороший аппетит. В этом возрасте вероятность обнаружения этого вида рака очень мала: три процента или, может быть, один процент из пациентов. Но это не важно, потому что ситуация уже произошла. Нужно жить дальше.

Сильные люди

Хирург Андрей Павленко не понаслышке знает обо всем, что касается рака. Он руководитель крупного онкоцентра в Санкт-Петербурге. Более десяти лет практической деятельности, две тысячи прооперированных пациентов. Теперь получается, что все это время он не только лечил их, но и учился у них.

- В своей клинике я повидал очень много сильных людей, которые с огромным человеческим достоинством принимали этот тяжелый диагноз, — вспоминает доктор Павленко. — Они не опускали руки, продолжали жить полной жизнью, не изменяли ни на йоту своим принципам. То, что я знаю об этой болезни больше остальных, не дает мне повод погрузиться в депрессию. Я готов побороть её.

Чтобы помочь не только себе, но и тысячам других пациентов с онкологией, Андрей Павленко завел интернет-блог. В нём он делится своими планами, описывает ощущения и даже шутит по поводу обритой налысо головы. Своим примером врач хочет изменить стереотипы отношения к болезни.

Коллеги Андрея Павленко тоже побрили налысо в его поддержку.

Коллеги Андрея Павленко тоже побрили налысо в его поддержку.

Немного потерпеть

С «Комсомольской правдой» Андрей Павленко пообщался сразу после того, как прошел второй курс химиотерапии. Всего их должно быть четыре. После этого, в конце июня, предстоит удаление желудка. Дальше Андрей Владимирович не заглядывает.

Химиотерапия — это больно?

— Агрессивная химиотерапия, как в моем случае, это весьма серьезный метод лечения рака. Нужно быть готовым к побочным эффектам. Что касается боли, то для человека, привыкшего немного потерпеть, это не должно составить больших проблем. Сейчас, сразу после прохождения химиотерапии, я чувствую себя неплохо. Но я знаю, что вся токсичность проявляется через несколько дней. После первого курса у меня были осложнения — резко поднялась температура, был сильнейший озноб — поэтому теперь я на пять-семь дней изолирую себя от общества. Но это единственная поблажка для себя.

Вы писали в блоге, что у вас около 50% на то, чтобы прожить еще пять лет. А можно добиться полного выздоровления?

— Да, это возможно. У меня были пациенты, у которых стартовые позиции для лечения были гораздо хуже, чем у меня, и я встречал их спустя много лет живыми и здоровыми. Были пациенты, которые прожили много лет, не получая вовсе никакого лечения. Мы еще не все знаем об этой болезни. И конкретно об этом виде рака. Дальнейшее решение проблем онкологии будет идти не в сфере хирургических вмешательств, а в области молекулярной биологии и генетики.

Когда вы из доктора стали пациентом, вы узнали что-то новое о раке?

— Ничего нового. Все протекает точно так, как описано в гайдлайнах (медицинских стандартах по лечению рака, которые обновляются каждый год — ред.). Я сразу знал все схемы лечения, все, что меня может ждать. Пока все идет по намеченному плану.

Тяжелее всех принять новость о болезни папы было старшей дочери.

Тяжелее всех принять новость о болезни папы было старшей дочери.

Бояться можно, нельзя паниковать

Семья у Андрея Павленко — как с глянцевой рекламы. Красавица-жена, две дочки и младший сыночек. На совместных фотографиях — атрибуты красивой жизни. Приёмы, шампанское, шикарные виды. Много счастливых улыбающихся лиц. Все это из совсем недавнего прошлого, до рака.

О своем диагнозе Андрей рассказал близким в самый первый день. Это его метод — встречаться с врагом с открытым забралом. Когда после первого сеанса химиотерапии у папы стали выпадать волосы, он собрал вокруг себя своих детей, дал супруге в руки видеокамеру и снял видео о том, как его обривают. «Я был последним волосатым мужчиной в своем семействе. Теперь все будем лысыми. Боже, какая маленькая у меня голова», — смеется в камеру доктор Павленко. Вместе с ним заливаются смехом в камеру его дети, как будто все это часть увлекательной игры. И это тоже часть терапии. То над чем можно посмеяться, уже не выглядит таким страшным и теряет часть своей разрушительной силы.

Отношение пациента к раку влияет на шансы успешного лечения?

— Безусловно. Это болезнь, которая может протекать годами. Она поддается контролю. Нужно это помнить. Страх — это абсолютно нормально. Можно немножко побояться перед каждым этапом лечения. Но очень важно не отдавать себя во власть паники. Главный подарок, который может дать себе больной — это настроиться на активное лечение. Быстрее всего рак съедает тех, кто ничего не делает.

Говорят, столкнувшись с тяжелым известием, человек проходит через пять стадий: гнев, отрицание, торг, депрессия и принятие. У вас тоже это было?

- Через минуту после известия наступило принятие и коррекция планов. Я начал обдумывать свое лечение, свою дальнейшую жизнь, как финансово обеспечить семью. Я рад, что моей психологический устойчивости хватило на то, чтобы не тратить драгоценное время на лишние переживания.

Поддержка семьи помогает вам избавиться от мрачных мыслей?

— Это очень много для меня значит, и я безмерно благодарен своим любимым. Им сейчас тяжелее, чем мне. Жена — взрослая женщина, она может контролировать свои эмоции. Сложнее всего старшей дочке. Но мы с ней обо всем поговорили, я постараюсь помочь ей пройти через все это. Буду проводить с ней всё то время, которое я могу этому уделить. У младших, я надеюсь, никаких проблем не должно быть. Они еще не до конца понимают, что именно с папой происходит.

Красивая пара: Андрей Павленко и его жена Анна.

Красивая пара: Андрей Павленко и его жена Анна.

А можно ли было уберечься?

Многих людей удивляет, что Андрей Павленко, опытный и думающий онколог, обнаружил у себя опухоль уже в достаточно запущенной форме. Третья стадия еще не является терминальной, но на сленге хирургов она называется «продвинутой». Получается: сапожник без сапог. Если даже доктор не может разглядеть болезнь в зародыше, то что же тогда говорить про нас, простых смертных.

Вы не грызёте себя за то, что не прошли обследование раньше?

— На самом деле, я считаю, что мне в чем-то повезло. У меня были боли в желудке, но они никак не были связаны с онкологией. Погрешности в диете и нерегулярное питание спровоцировали небольшие язвы, которые и заставили сделать обследование. А оно уже выявило опухоль. Да, я мог пойти обследоваться на полгода раньше, когда начались боли. Но по своему опыту я знаю, что уже тогда это была третья стадия. Раньше об этом узнать было крайне сложно. И я убежден, что росла эта опухоль больше года.

Послушав вас, каждому читателю захочется тут же бежать на скрининг. А стоит?

— Скрининг предназначен для целевой аудитории. И если вы входите в группу риска по какому-то из видов рака, то скрининг делать обязательно. И чем раньше, тем лучше. Остальным могу посоветовать провериться на наличие в желудке такого микроорганизма как «хелиобактер пилори», которого считают признаком предрака. Для этого нужно сходить к своему гастроэнтерологу.

Андрей Павленко окончил военно-медицинскую академию имени Кирова с красным дипломом.

Андрей Павленко окончил военно-медицинскую академию имени Кирова с красным дипломом.