Премия Рунета-2020
Уфа
-3°
Boom metrics
Общество10 мая 2018 5:00

"Их руками ковалась Великая Победа": Истории из жизни ветеранов ВОВ Башкирии

Жители республики поделились с «Комсомолкой» воспоминаниями своих героев-отцов и дедов
Живых свидетелей той страшной войны остались единицы - но память о героях будет жить вечно

Живых свидетелей той страшной войны остались единицы - но память о героях будет жить вечно

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Великая Отечественная война оставила след в каждой семье. 73 года назад весь мир со слезами на глазах встречал Победу, но до сих пор не утихнут боль и горечь. Тысячи дедов, отцов, матерей, братьев и сестер остались похоронены вдали от родины, немногим посчастливилось вернуться домой. Их воспоминания спустя десятки лет дошли до нас. Сегодня «Комсомолка» расскажет о том страшном и героическом времени устами тех, кто собственными руками добывал Победу, и их детей…

«Вижу, поднимают меня на плащ-палатке. А сами плачут. За годы войны я впервые увидел слезы своих солдат»

Преподаватель английского языка, отличник народного образования Раиля Галимзянова:

- Мой отец, Серазетдинов Анвар Гатич, родился 15 июля 1918 года в деревне Чувалкипово Чишминского района. После окончания Давлеканского педагогического техникума работал учителем, а затем поступил в Башкирский учительский институт. Оттуда его призвали в армию в августе 1940 года. Домой отец вернулся спустя 5 лет…

На фото - Анвар Серазетдинов. С семьей. Источник: архив семьи.

На фото - Анвар Серазетдинов. С семьей. Источник: архив семьи.

Из воспоминаний Анвара Серазетдинова:

«204 стрелковая дивизия, в составе которой был наш 158 гвардейский артиллерийский полк, прошла славный боевой путь. Участвовали в Сталинградской. После ликвидации 330-тысячной армии фельдмаршала Паульса, дивизия прибыли на Курскую Дугу, где участвовали в разгроме немцев. Дальнейший путь дивизии лежал через освобожденные нами Харьков, Красноград, Кировград, далее - через Молдавию, Румынию, Западную Украину, Польшу…

12 января 1945 года на Сандомирском плацдарме (за рекой Вислой) после двухчасовой атаки нам удалось прорвать линии обороны противника и продвинуться 5-6 км. Утром 13 января меня вызвал командир, герой Советского Союза майор Тарновский. С моим ординарцем - сержантом Симаковым мы направились в сторону штаба дивизии, находящегося в 3-4 км. Дошли до крепости, пролезли через отверстие, пробитое снарядом. И вдруг рядом с Симаковым взлетели комья земли. Он закричал диким голосом: ему оторвало одну ногу, вторую ранило. У меня сильно кольнуло в груди и в ноге, почувствовал теплую струйку крови. В голове мелькнула мысль: надо выбираться, иначе оба погибнем. Пробежав несколько метров, чувствую, что силы покидают меня. Перед глазами поплыло, стало легко-легко. Я лег на снег. Через несколько минут понимаю, что замерзну насмерть, сказал себе: «Ты, Анвар, боевой офицер, прошедший огни и воды, возьми себя в руки! Шагай, шагай!». Чудом выбрался из крепости и упал на снег. Вижу – рядом на дороге «Студебекер». Дополз, доволокся. Пытался подняться, но упал и заснул. Очнулся в доме без крыши, рядом у костра греются солдаты-артиллеристы из другой части. Пытаюсь отвечать на их вопросы, кто я, откуда, о раненном Симакове в крепости, но меня не понимают. Я опять заснул. Вдруг очнулся на огневой позиции своей батареи. Спасен! Вижу, как меня на плащ-палатке поднимают. А сами плачут. За годы войны я впервые увидел слезы своих солдат. Я опять потерял сознание, очнулся на операционном столе. Мне было легко, дышалось свободно, никакой боли. Победу я встретил в госпитале».

Большие подвиги героя небольшого роста

Гайфетдин Загидуллин:

- На долю моего отца, Сайфутдина Загидуллина, выпали две войны. Он прошел Гражданскую, служил в кавалерии на Туркестанском фронте. Официально война закончилась в 1922 году, а отец вернулся только в 1925 году. Рассказывал, как басмачи травили фрукты, еду и даже воду. Гибли бойцы, кони… Отец чудом выжил.

Потом началась Великая Отечественная… Отца призвали на фронт 7 ноября 1941 года, в 113-ю кавалерийскую дивизию. Ему тогда было уже 40 лет, но призвали почти сразу – как-никак опыт есть.

Отец прошел всю войну, до самого Берлина. Сам он не любил вспоминать боевые годы, поэтому нам, его детям, сейчас приходится довольствоваться документами. На его счету шесть убитых немцев. Сам трижды был ранен. Имеет шесть наград: Орден Славы III степени, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», «За взятие Берлина».

На фото - Сайфутдин Загидуллин. С боевыми товарищами (третий слева). Источник: архив семьи

На фото - Сайфутдин Загидуллин. С боевыми товарищами (третий слева). Источник: архив семьи

Медаль «За отвагу» получил после случая в лесу. На обоз штаба дивизии напали немцы. Отец первым бросился на атакующих гитлеровцев, уничтожил из личного оружия и в рукопашном бою четырех немецких солдат и взял в плен офицера.

Или вот еще: в бою 1944-го обеспечил своевременную доставку боевого приказа, несмотря на огонь противника. Кто-то скажет: подумаешь, пакет доставил. А, если подумать, эти документы может тысячу человек спасли? Или благодаря этому взяли какой-то объект без кровопролития?

Хоть отец не любил вспоминать то страшное время, кое-что все же рассказывал… Сам он был небольшого роста - всего 1,56 м! Но, возможно, это обстоятельство стоило ему жизни: маленький, юркий, для вражеской пули невидим. Вот, помню, рассказывал: привозят очередное пополнение - молодые, здоровые парни, рвутся немцев бить. И вот бой, в окопах с одной стороны - наши, с другой – немцы. Стрельба. И тут кто-то не удержится, выглянет, словно он снайпер, прицелиться, и сразу ляжет бездыханный. Мы, говорил отец, как их только не прижимали к земле, но все равно много молодых ребят погибло…

После окончания войны Сайфутдин Загидуллин вернулся домой, где его ждали жена Мадина и две дочери: Хусна и Гульфира. Уже в мирные годы в семье появилось пополнение: Асхабетдин, Гайсетдин и Мавлида. Их отца уже нет в живых, а дети бережно хранят память о своем герое.

«Бандеровцев били нещадно!»

Сергей Базекин:

- Мой дед, Базекин Георгий Кириллович, родился в 1914 году в поселке Еловый Падун Новосибирской области. Родился в многодетной семье – да, впрочем, других в то время и не бывало. С началом войны призвали всех четверых братьев, но выжил только мой дед. Дело в том, что он нес службу в тылу, на Украине, работал в группе по задержанию и конвоированию бандеровцев. Бандиты в военные годы приносили немало бед и хлопот Красной армии. Мой дед сотоварищи били их нещадно!

На фото - Георгий Базекин. Источник: архив семьи

На фото - Георгий Базекин. Источник: архив семьи

Дедушка частенько вспоминал военные годы. Иногда даже курьезные случаи. Рассказывал, как-то долгое время выслеживали группу бандеровцев. А те, видимо, в это же время на наших бойцов охотились. И вот как-то мой дед пошел по нужде, а тут - ба-бах! – только клочья земли взлетают! Обстреляли, но, к счастью, промахнулись. Деду пришлось огородами убегать. Ну а на следующий день он вернулся с подмогой, всю группу бандеровцев задержали.

Во время войны Георгий Базекин успел поработать и военным журналистом, писал о тяжелой работе в тылу, о героических подвигах на фронте. Одной из самых знаменитых его статей стал материал о подвиге Александра Матросова. Много писал о юном герое – Павлике Морозове, так как лично общался с его матерью.

В числе наград: медаль «За отвагу» и Орден Красной звезды. Уже в послевоенные годы стал постоянным автором в журнале «Уральский следопыт». Был почетным членом Союза журналистов России.

Умер дедушка в 1989 году, но память его жива.