2018-05-18T09:08:00+03:00

Авиалайнер над Читой взорвали несостоявшийся дипломат и ответственный милиционер

Страшная катастрофа, в которой погиб 81 человек, произошла рано утром 18 мая 1973 года, 45 лет назад
Поделиться:
Комментарии: comments6
Тот самый Ту-104А с бортовым номером 42379, разбившийся в небе над ЗабайкальемТот самый Ту-104А с бортовым номером 42379, разбившийся в небе над Забайкальем
Изменить размер текста:

Взрыв Ту-104А в небе увидел лесник, валивший деревья в забайкальской тайге - примерно в 100 км от Читы. Выключил монопилу, чтобы передохнуть, и вдруг услышал странный, сильный и гулкий хлопок. Не понимая, что это и откуда доносится, оглянулся, посмотрел по сторонам, а потом поднял голову. И застыл от ужаса. С неба, сиявшего ослепительной голубизной, нелепо кувыркаясь и вращая мертвыми крыльями, падал большой самолет. Вернее, часть самолета, хвост по неописуемой траектории падал отдельно. И самое страшное: из обломков самолета сыпались люди…

Подробности авиакатастрофы - первой такой кровавой в истории советской авиации - замалчивали почти 20 лет, вплоть до развала СССР. Первой о ней рассказала в 1991-м «Комсомолка». Ту-104А выполнял рейс «Москва-Чита». Вылетел из столичного аэропорта «Домодедово» и после посадок в Челябинске и Новосибирске прибыл в Иркутск. А уже оттуда отправился в Читу. На борту было 72 пассажира, включая четверых детей, и 9 членов экипажа. Погибли все.

«Летим в Китай. Иначе взорву самолет»

Командир экипажа за несколько минут до крушения успел сообщить читинскому диспетчеру о том, что один из пассажиров требует отменить посадку и лететь в Китай. Угрожает взорвать самолет. Так что когда движущаяся точка лайнера внезапно исчезла с экрана локатора, диспетчер доложил прямиком в КГБ о попытке захвата и потере связи.

В тайгу вылетели следователи, криминалисты, поисковики… Жуткие находки открывались одна за другой. Покореженная кабина с летчиками. Все четверо – в своих креслах. Военный, пронзенный насквозь вершиной высокой ели. Женщина, в мертвой хватке прижавшая ребенка к груди. На многих погибших не было одежды – ее во время падения сорвало воздухом.

Версию взрыва эксперты подтвердили сразу. Характерные травмы помогли вычислить и «подрывника». 33-летний Тенгиз Рзаев, уроженец Кировобада в Азербайджане, купил билет и сел в самолет в Иркутске. Взрывчатку пронес в сумке. В то время пассажиров в российских аэропортах не досматривали так строго, как сейчас. На теле обнаружили еще и два огнестрельных ранения! Ниточка потянулась к еще одному пассажиру…

Сержант действовал по инструкции

Табельный «макаров» принадлежал 21-летнему милиционеру Владимиру Ежикову. Он летел этим рейсом как сопровождающий. Тут нужно знать предысторию. Три года назад, в октябре 1970-го, двое вооруженных прибалтов – отец и сын Бразаунскасы - захватили пассажирский «Ан-24», летевший из Батуми в Сухуми, и угнали в Турцию. Была убита стюардесса Надежда Курченко. После той истории милицию обязали сопровождать рейсы, проходящие вблизи границы. Причем полномочия предоставили широкие, вплоть до стрельбы на поражение.

На борту был милиционер Владимир Ежиков

На борту был милиционер Владимир Ежиков

Вырисовалась такая картина происходящего на борту в последние минуты перед крушением. Рзаев передал требования командиру через бортпроводницу, та по ходу сообщила об угрозе и милиционеру - он сидел в первом ряду, сразу за кабиной пилотов. Ежиков был в штатском, так что внимания не привлекал. Сержант попытался остановить пассажира с взрывчаткой словами, а когда не подействовало, выстрелил. В то же мгновение прогремел взрыв, разломивший огромный самолет надвое. То ли раненый Рзаев сам успел привести в действие взрывчатку, то ли пуля попала в тротил - до конца неясно.

Те два выстрела сыграли роковую роль. Но следствие сержанта Ежикова оправдало полностью: действовал по инструкции. Милиционер оценил угрозу захвата и устранил ее. Как смог. Да, ему бы потянуть время, не спешить жать на курок… Однако у парня был приказ, и он понятия не имел, как действует взрывное устройство Рзаева. Да только родственникам погибших это было плохим утешением. Могилу Ежикова не раз оскверняли.

Спустя много лет после трагедии родная сестра погибшего милиционера Светлана дала повод для сенсации. Рассказала о тайне, которую долго хранил их отец. Умирая, он рассказал о встрече с одним из членов госкомиссии, расследовавшей катастрофу над Читой. Тот якобы сообщил, что на теле Володи было ножевое ранение. То есть сержант стрелял в ответ. Вины его во взрыве нет, потому что самолет… сбили наши истребители. Мужчине велели молчать. Но доказать что-то все равно было уже невозможно: все тела после экспертиз кремировали. Секретность была строжайшая. Семья милиционера, к примеру, обо всем узнала из телеграммы: «Володя трагически погиб похороны в Иркутске в среду 23 мая». А все материалы расследования надолго засекретили.

Тела кремировали в Москве

Вот что рассказывал профессор судебной медицины Вил Акопов, участвовавший в опознании: «Тела собрали в ангаре аэропорта, а 19 мая опытный эксперт и следователь распределяли их по моргам. На кафедру, которой я заведовал, были доставлены 9 «главных» трупов: членов экипажа и двоих подозреваемых в причастности к взрыву. У здания кафедры, как и при всех моргах больниц, дежурили автоматчики, не пропускавшие без разрешения никого. Машиностроительный завод Читы срочно изготовил цинковые гробы для вскрытых трупов. Их тут же возле кафедры закрывали и запаивали. Грузовые машины увозили их в аэропорт, откуда самолетом отправляли в Московский крематорий. Обратно привезли урны и выдали родственникам. Трудно объяснить эти абсурдные правила и жестокость по отношению к родственникам. Многие пытались найти в морге своего сына, отца, супруга, чтобы до отправки в крематорий проститься, но от них скрывалось место пребывание тела, они не допускались в морги, а о получении согласия на кремирование от родственников и речи не было».

Мстил за несбывшуюся мечту

Зачем же Рзаев все это устроил? Удалось выяснить и это. Азербайджанец не был ни антисоветчиком, ни смертником. Он был обиженным на весь мир человеком. Тенгиз бредил идеей стать дипломатом. Пытался поступить в Московский институт международных отношений. Однако у него даже документы принимать отказались. Рзаев ведь не знал ни одного иностранного языка, по-русски изъяснялся с трудом, в аттестате - сплошные тройки. Отслужил в армии, был сапером. Потом работал на стройке. Но обида за несбывшуюся мечту не давала парню покоя. Вот он и придумал угнать самолет в Китай. Возможно, рассчитывал, что там его примут с распростертыми объятиями. Ведь как раз в тот период отношения между СССР и Китаем были напряженными из-за конфликта на острове Даманский. Говорят, накануне Рзаев признался другу, что летит в Китай, где его точно возьмут в дипломаты. Мол, на родине его совсем не понимают.

Кому черный день, кому – второе рождение

Для тех, чьи близкие погибли в злополучном Ту-104А, дата вылета рейса навсегда осталась черной. Среди пассажиров, к примеру, оказалась команда боксеров Забайкальского военного округа, летели домой с соревнований в Прибалтике, везли медали. Молодой солдатик, опаздывавший после отпуска в часть, чуть ли не на коленях уговорил снова подогнать трап к самолету. Судьба…

Были и такие, для кого 17 мая 1973 года стало вторым днем рождения. Пять человек, купивших билеты до Читы, по разным причинам не попали на рейс и остались живы. Пьяного подполковника, который еле держался на ногах, не пустили на борт. Еще трое крепко выпивших приятелей вообще прозевали посадку. Среди счастливчиков оказался и майор: отзывчивый человек отдал свой билет приятелю, который умолял помочь ему побыстрее добраться до Читы. Ему даже удалось получить посадочный талон по чужому билету.

После авиакатастрофы над Читой в аэропортах ввели обязательный досмотр багажа. До этого на борт самолета можно было пронести что угодно. А сопровождающим рейсы милиционерам запретили применять в воздухе оружие. Меры безопасности, оплаченные сотней жизней.

 
Читайте также