Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество8 июля 2018 15:33

Супруги, которые вместе уже шестьдесят лет: «Пронести любовь через всю жизнь – это еще уметь надо»

В День семьи, любви и верности ветераны семейной жизни дали советы новобрачным [фото, видео]
У супругов Герасимовых "все было: и слякоть, и пороша, и война"

У супругов Герасимовых "все было: и слякоть, и пороша, и война"

Фото: Александр ГЛУЗ

Воскресным днем 8 июля, в День семьи, любви и верности, в Петропавловке сыграли сразу полсотни свадеб: половина «молодых» расписалась сегодня, половина – пятьдесят, а то и шестьдесят лет назад. «Комсомолка» спросила у юбиляров: в чем секрет семейного долголетия?

ИДЕАЛЬНО НЕ БЫВАЕТ

Супруги Петровы отметили «бриллиантовую» свадьбу – прожили вместе уже шестьдесят лет.

Супруги Петровы

Супруги Петровы

Фото: Александр ГЛУЗ

– Познакомились у друзей во время празднования 1 Мая, это было в 1956 году, – рассказывают Петровы. – Увидели друг друга. Понравились друг другу. И больше не расставались.

Валентин Васильевич отдал флоту более полувека

Валентин Васильевич отдал флоту более полувека

Фото: Предоставлено организаторами

Валентин Васильевич – блокадник, отслужил в ВМФ 57 лет. После службы трудился в НИИ «Гидроприбор», покинул его в должности замдиректора. Сейчас Валентин Васильевич на заслуженном отдыхе. Но не без дела: возглавляет общественную организацию ветеранов войны и военной службы «Ораниенбаумский плацдарм».

Нина Анатольевна по профессии – ревизор

Нина Анатольевна по профессии – ревизор

Фото: Предоставлено организаторами

Нина Анатольевна по профессии – ревизор: всю жизнь проработала в Торговом институте, возглавляла ревизионный отдел. У Петровых двое детей, четверо внуков и пятеро правнуков.

– В чем секрет? В любви, доверии, заботе друг о друге, – говорят юбиляры. – Ну, и терпение нужно, конечно: идеально не бывает.

«ВСЕМ БЫ ТАКОГО МУЖА!»

Чета Буровых женились в ноябре 1949-го, в следующем году отметит «платиновую» свадьбу.

– Встретились в Новосибирске в Доме офицеров: он приехал на службу, а я там жила, – вспоминает Лариса Александровна. – С первого взгляда или не с первого, уже не припомню. Но на танцы вместе стали ходить.

Супруги Буровы

Супруги Буровы

Фото: Александр ГЛУЗ

Войну Лариса Александровна встретила четырнадцатилетней девчонкой. Работала в ателье, шили белье военным, а после Победы, когда нужды в этом не стало, продолжила вышивальщицей.

– Мама говорила: «Иди учись!», – рассказывает Бурова. – Но если учишься, получаешь двести граммов хлеба, а если работаешь – четыреста. Не жалею.

Война оставила Ларису Александровну без отца: он не дожил до Победы один день, погибнув 8 мая в Чехословакии.

Праздник любви устроили в Петропавловской крепости

Праздник любви устроили в Петропавловской крепости

Фото: Александр ГЛУЗ

Владимир Николаевич Великую Отечественную прошел. На груди подполковника в отставке – медаль «За оборону Ленинграда».

– Когда окончил военное училище, служил по всему Союзу, – рассказывает Буров. – Потом тридцать лет проработал в Политехническом институте.

– Трудно было с детьми – по военным частям?

– Нет, наоборот интересно, – отмечает супруга. – Зато мы много где побывали.

У Буровых – сын и дочь. Сейчас ветераны семейного очага растят пятерых правнуков.

– Всем желают таких, как мой муж, – говорит Лариса Александровна, ласково глядя на супруга. – Он очень добрый, щедрый, работящий, не пьет, не курит, меня уважает. А что еще надо для счастья?

ВСТАЛ И ПОШЕЛ СНОВА

У «бриллиантовых» юбиляров Герасимовых есть целая инструкция к тому, как жить долго и счастливо.

– Нужно прислушиваться друг к другу, поддерживать друг друга, уметь находить компромисс, – объясняет Анатолий Николаевич. – Пронести любовь через всю жизнь – это еще уметь надо. Ведь за романтикой первых дней следуют годы, когда важно стать хорошими друзьями. Как в песне поется: «Любовь – не вздохи на скамейке». У нас все было: и слякоть, и пороша, и война.

Любовь дает силы жить - и танцевать

Любовь дает силы жить - и танцевать

Фото: Александр ГЛУЗ

И Анатолий Николаевич, и Кира Петровна прошли через блокаду: она была эвакуирована пятилетней девочкой, он в Ленинграде служил.

– Блокада началась мгновенно, никто ничего не успел понять, – вспоминает Кира Петровна и потихоньку вытирает слезы. – Первые сдаются мужчины: папа уже не ходил, когда к нам пришли с его предприятия и сказали, чтоб эвакуации мы не ждали. Мама была верующей, в сорокаградусный мороз она укутала нас и повела в Князь-Владимирский собор. Там нас благословили иконой Спасителя. Вскоре с папиной работы пришли снова. Сказали собираться и быть в конкретное время на Финляндском вокзале: последний эшелон...

На одной романтике семьи не построишь, уверены защитники домашнего очага

На одной романтике семьи не построишь, уверены защитники домашнего очага

Фото: Александр ГЛУЗ

Вместе с пятилетней Кирой, ее десятилетним братом Вадимом и их родителями стали собираться тетя Наташа и ее четырнадцатилетняя дочь Тамара. Все вместе хотели укрыться в Архангельской области, у теткиных родственников. С собой взяли швейную машинку: «это кусок хлеба».

– Идем вдоль Карповки, тащим санки, – вспоминает Герасимова. – Останавливаемся: больше нет сил. Стоим, плачем: опаздываем на поезд. Вдруг навстречу появляется милиционер, шатается от голода. Подходит и спрашивает, что случилось. Успокаивает, что поезд задерживается из-за обстрела. Помолчал и говорит: «Буханку хлеба дадите – я вас дотащу». Мама ответила: «Две дадим». Он тащил санки до вокзала, а мы все держались и ползли.

Ехали в телячьих вагонах, посреди каждого – по буржуйке, по стенам – нары. В одну из остановок мама Киры Петровны полезла на нары за чем-то, но вдруг поезд дернулся. Женщина упала и ударилась виском о печку. Из-за помутнения рассудка хотела выпрыгнуть из поезда на полном ходу, но удержали. Потом – санитарный вагон. Все обошлось, но об эвакуации всю жизнь ей напоминал шрам на лице.

В чем секрет семейного долголетия? В уважении друг к другу, говорят юбиляры

В чем секрет семейного долголетия? В уважении друг к другу, говорят юбиляры

Фото: Александр ГЛУЗ

– Навсегда запомнила слово «Кобона», – делится Кира Петровна. – На полуторке нас везли на ту сторону Ладоги. Белые шатры, люди в белом, которые торопят и говорят об обстреле. Шофер ехал с открытой дверью: чтобы успеть выпрыгнуть. А тем, кто в машине, оставалось в случае обстрела или как-то спасаться, или идти под лед.

Двоюродная сестра Тамара погибла в муках по дороге в Архангельск: начинать есть нужно было по чуть-чуть, но девочка не удержалась и скушала весь свой паек сразу.

Через несколько месяцев в Архангельске, в селе Ильинское, отец Киры оправился и пошел воевать. Вернулся с медалями «За отвагу», «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта».

– Все это вот здесь, – вздыхает Кира Петровна, прижимая руку к груди.

Любовь - это не только счастье, но и совместная борьба с невзгодами

Любовь - это не только счастье, но и совместная борьба с невзгодами

Фото: Александр ГЛУЗ

С будущим супругом Кира Петровна познакомилась на работе, на оборонном предприятии, где трудился ее отец. Она была библиотекарем, он – будущий первый секретарь Горкома – военпредом.

– Захожу в библиотеку, слышу, за мной дверь хлопнула. Оглядываюсь – мужчина, ничего такой, – подмигивает Кира Петровна мужу.

– Шел по лестнице – и вдруг она, – рассказывает Анатолий Николаевич. – Пошел следом, в библиотеку, присмотрелся. Как вы понимаете, книжки стал брать часто!.. Жизнь пройти – не поле перейти. В застое, праздности ничего хорошего нет: отсюда все беды. Поживешь хорошо – и поживешь плохо. Жизнь должна быть дифференцированная, в сравнении, от плохого к хорошему и наоборот. Так жить интересно: тебя помяло – а ты встал и пошел снова.

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

В Петербурге торжества в честь Дня семьи, любви и верности состоялись в Петропавловской крепости