+17°
Boom metrics
Кишинев25 октября 2018 21:00

Малоизвестные факты о центре Кишинева: Если бы не русский царь, Кафедрального собора у нас бы не было

Главный храм построили на бревнах, а возвели его одесситы
Кафедральный собор в Кишиневе

Кафедральный собор в Кишиневе

Фото: Сергей СЕДЛЕЦКИЙ

Кишиневу, можно сказать, повезло. Все сложилось удачно. У нас был Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони, который выбрал место для строительства митрополии (там, где сегодня правительство) и высказал идею о возведении главного храма. Ведь центр города в то время располагался в районе улицы Г.Виеру - бывшего кинотеатра «Москова» (Кафедральный собор), роддома №2 (старый рынок), а между этими зданиями была главная площадь. Кстати, митрополия на месте правительства была построена сразу после 1812-го года (до 1817-го), до этого там был пустырь, заросший кустарником.

Дело митрополита было продолжено, а главное, - на строительство Кафедрального собора нашлись огромные деньги, благодаря российскому императору, и сегодня Кишинев может гордиться красивым центральным сквером и храмом.

Когда строили Кафедральный собор в Кишиневе, периодической печати еще не было. А вот в 1889-м году священник Сильвестр Ключицкий опубликовал статью в «Кишиневских епариальных ведомостях», № 19, поведав в деталях, как возводился главный храм бессарабской столице. Приводим самые интересные факты о Кафедральном соборе в изложении священника Ключицкого.

Кафедральный собор стоит на мощном фундаменте, по некоторым данным, на дубовых 10-метровых сваях. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

Кафедральный собор стоит на мощном фундаменте, по некоторым данным, на дубовых 10-метровых сваях. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

Долгострой

«О постройке Кафедрального Собора переписка тянулась более десяти лет, начиная с 1817 года. 11 мая 1830 года заложен был собор, а 15 октября 1836 года был освящён. Мысль о постройке Кафедрального Собора и успешное выполнение этого дела принадлежит архиепископу Димитрию».

Архитектор

«Архиепископ Димитрий в своей ходатайственной бумаге о постройке нового собора... просил Князя исходотайствовать Высочайшее разрешение на устройство соборного трёх-престольного храма с посвящением главного придела во имя Рождества Христова, а боковых – одного во имя Святого Мученика Никиты, а другого – Иоанна Нового, как пострадавших за веру во Христа в пределах Бессарабии. В осуществление ходатайства архиепископа Димитрия принял близкое участие Наместник Новороссийского края и Бессарабии граф Михаил Семёнович Воронцов, который дал надлежащий ход этому делу, пригласил профессора архитектуры Императорской академии художеств Мельникова для составления планов и фасадов соборного храма с колокольнею».

До строительства храма и колокольни, на этом месте был пустырь. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

До строительства храма и колокольни, на этом месте был пустырь. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

Бешеные деньги

«... была смета одесским городским архитектором Фраполи на... 194 тыс. рублей ассигнациями... Кишинёвская епархия не имела средств выстроить собор. И в этом отношении граф Воронцов оказал услугу. Он исходотайствовал разрешение на постройку Кафедрального Собора с колокольнею, а с сим и Высочайшее разрешение употребить на постройку собора исчисленную по смете сумму 194 т. из 10 проц. областного Бессарабского капитала, определённого на богоугодные заведения, общественные и городские учреждения».

Тендер

«... в Кишинёве не нашлось охотников взять на себя обязательство построить соборный храм с колокльнею. В виду этого торги на отдачу работ произведены были в Одессе 21, 24 и 28 октября 1827 года при участии и содействии управляющего Новороссийским краем графа Воронцова. На торгах обязательство построить соборный храм с колокольнею осталось за надворным советником Дитериксом за 192 тысячу 275 р.»

Закладка

«10 мая 1830 г. строительный комитет просил архиепископа Димитрия, дабы он, совместно с городским духовенством совершил чин закладки трёх-престольного соборного храма и колокольни. 11 мая совершена была закладка соборного храма на Митрополитанской площади. Так называлась площадь, занимаемая ныне собором и бульваром».

Мощный фундамент

«Архиепископ зорко следил за каждым действием строительного комитета и одобрял таковые, или выражал своё мнение, как должно быть сделано. Так, по рассмотрении кондиций, архиепископ сделал следующие замечания, в которых выразил глубокое понимание строительного дела:

1) фундамент для соборного храма вырыть не в два аршина (1 аршин – 71.12 см.- прим. ред.), а такой, который бы равнялся бы шестой части высоты здания и положить в основании, если окажется сырость, дубовые осмоленные лежни (бревна, сваи – прим. ред.). Этого требует прочность постройки; (по некоторым данным глубина фундамента под Кафедральным собором – до 10 м. – прим. ред.)

2) Колонны кругом храма устроить с выемками;

3) Пол в храме выстлать плитами из сорокского камня, а не кирпичом. Кирпич мягок, от хождения будет вытираться в пыль, падая на иконы, будет затемнять их и портить живопись».

Сдача в эксплуатацию

«Храм Соборный и колокольня окончены были постройкой к 12 июля 1835 г., и супруга строителя Дитерикса просила архиепископа принять здания в духовное ведомство. Принять поручено было кафедральному протоиерею Исидору Гербаноскому. Но отнёсся к делу разумно и внимательно, и тогда только принял, когда сделано было всё, чего не доставало, — приделаны к дверям замки, к окнам крючки, приделана труба для прохода дыма от кадильной жаровни, а на колокольне поставлены брусья для колоколов».

Так выглядела главная улица Кишинева в начале прошлого века. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

Так выглядела главная улица Кишинева в начале прошлого века. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

Доделки-переделки

«Протоиерей требовал, чтобы и окна в храме навешены были не изнутри, а снаружи, для избежания течи от дождей с бурей и метелей. Требование не было удовлетворено. Замечание о. протоиерея было основательно: течь по стенам храма замечалась от дождей и потому в 1842 году окна в куполе были переделаны; дубовые рамы заменены сосновыми и сделаны отливы с трубами для предотвращения течи».

Роспись храма

«На живописные и иконописные работы для украшения соборного храма составлена была в 1834 году, по предложению графа Воронцова, смета и чертежи художником Ковшаровым на 41 тысячу 250 р. серебром... Стены соборного храма украшены были художником Ковшаровым по мысли архиепископа Димитрия изображением священно-исторических событий».

На месте правительства располагались здания Духовной семинарии, митрополии, архиерейского дома и другие, построенные еще до 1817 г. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

На месте правительства располагались здания Духовной семинарии, митрополии, архиерейского дома и другие, построенные еще до 1817 г. Фото: из книги "Альманах "Бессарабца", 1903 г.

Колокола

« Ещё в 1833 году архиепископ Димитрий возбудил ходатайство пред Генерал-Губернатором Новороссийским и Бессарабским Михаилом Семёновичем Воронцовым об отпуске для отлития колоколов 1500 пудов меди из старых турецких орудий... Император Николай Павлович соизволил дать разрешение отпустить 1000 пудов меди на отлитие колоколов из пушек турецких, доставленных из Селистрии и Измаила.... По совету Бессарабского Губернатора Павла Феодорова решено отлить в Измаиле... На каждый пуд меди, для приятного звука колоколов, прибавлено было по 5 фунтов олова. Оставшаяся медь продана была по 23 рубля за пуд. Вырученная сумма пошла на погашению расходов по вылитию колоколов и доставке их в Кишинёв... Выливал колокола литейный колокольный мастер, мещанин Киевской губернии, Василий Лосенко... На колоколах вылиты следующие слова: «От щедрот Императора Николая I 1838 г.», а по краям – «для Кишиневского Кафедрального Собора».

Ради храма - новая дорога

«Когда колокола были отлиты, нужно было перевезти их в Кишинёв, что не особенно легко было, принимая во внимание тогдашнее состояние дорог. Архиепископ Димитрий, снесшись с кем следовало, просил распоряжения об исправлении дорог, гатей и мостов, куда должны были следовать с колоколами... 25 июня 1839 г. благополучно прибыли с колоколами в Кишинёв. Четыре меньшие колокола помещены были на устроенной колокольне, что же касается 400 пудового колокола, то его невозможно было поместить на той же колокольне. Необходимо было придумать новое помещение для этого колокола; явилась мысль устроить башню «Святые врата».

Церемония открытия

«... торжество освящения соборного храма, которое назначено было на 15 октября 1836 г. К этому дню, по просьбе архиепископа Димитрия, губернатор Феодоров оповестил жителей города о предстоящем торжестве. Чин освящения храма архиепископом при участии городского духовенства в присутствии множества народа совершён был торжественно»..