+19°
Boom metrics
Звезды14 февраля 2019 22:00

Молдавский продюсер – «Комсомолке»: «Как только наш артист чувствует, что стал звездой и пришло время больших денег, тут же убегает от директора»

Сергей Орлов рассказал, что означает продвигать звезд в нашей республике, за сколько можно продать песню в интернете и сколько получают наши звезды за концерты за рубежом
Сергей Орлов о продюсировании: "Этим нужно заниматься 24 часа в сутки".

Сергей Орлов о продюсировании: "Этим нужно заниматься 24 часа в сутки".

Фото: Соцсети

Неизвестно, где были бы сегодня многие известные артисты, если бы не люди, которые их продвигают. Были бы шансы у исполнителей стать звездами?! И через что приходится пройти продюсеру, прежде чем успех будет достигнут? Об этом и многом другом «Комсомолке» рассказал Сергей Орлов, известный молдавский продюсер.

Оля Тира

- Сергей, можно же было выбрать мирную, тихую профессию... Как ты стал заниматься продюсированием?

- Я был музыкантом. Сначала - музыкальная школа. Потом играл в школьных ансамблях, на танцплощадке в Кагуле. В армии служил в оркестре МВД МССР. Одновременно учился в Институте искусств им. Г. Музическу. Потом целых 12 лет – Киев: цирк, театр-студия Анатолия Лясковского, «Киевконцерт».

- Играл на барабанах?

- Не только. У нас было много гастролей, поездок, концертов. Работал очень много, и, есть такое выражение, «переработал» руку, в общем, получил травму. На доступном языке – воспаление надкостницы. Приехал лечиться домой, в Молдову. На барабанах играть запретили врачи. Пришлось вспоминать клавишные, изучать синтезаторы, секвенсоры. Потом собрал группу из молдавских музыкантов и вернулся в Киев. Через какое-то время начал разваливаться Советский Союз. Искусство, музыка, в том числе и наша, никому стали не нужны. И после 12 лет жизни в Киеве я вернулся в Кагул.

- В родной город...

- Да, я родом из Кагула. Я еще в Киеве последнее время и потом в Кагуле начал потихоньку заниматься администрированием. Изучал, узнавал, что такое гастрольное удостоверение, как все делается, помогал директорам коллективов. А потом появилась мысль организовать фестиваль «Лица друзей» в Кагуле. Это был 1996-й. Появилась необходимость и приглашать, и привозить артистов на фестиваль. Так я набирался опыта. Так все начиналось.

- Первой, кого ты вывел на больщую сцену, была Оля Тира, насколько я знаю?

- Да, когда мы уже проводили фестивали, мама Оли, – а они жили в соседнем доме, - все ходила, предлагала мне прослушать «талантливую девочку». Она еще и мою сестру подбила на «продвижение» Оли. В общем, уговорили. Я прослушал, решил помочь ей. И она впервые выступила на фестивале «Лица друзей» в 2002-м. Тогда ей всего 14 лет было. Постепенно, методом проб и ошибок, я начал ею заниматься. Это был первый артист, в которого я поверил и стал продвигать.

Ольга Тира и Сергей Орлов на фестивале "Лица друзей - 2011".

Ольга Тира и Сергей Орлов на фестивале "Лица друзей - 2011".

Фото: Соцсети

- Получается, параллельно ты продюсировал и фестиваль «Лица друзей»?

- Да, но фестиваль – это одно, а продюсирование артистов – совсем другое... Если помнишь, фестиваль у нас был сначала раз в два года, затем – каждый год. Приглашая артистов, - а у нас выступали Валерий Гаина, «Здоб ши Здуб», Дан Балан, многие-многие другие, - учился продвижению исполнителей на фестивалях. В 2006-м Оля Тира приняла участие в отборе на конкурс «Евровидение». С этого началась моя «евровизионная» эпопея, которая длилась больше десяти лет.

- Знаю, «Евровидение» затягивает. Это такая мощь, такая школа и для артистов, и для журналистов, что трудно не «заболеть» этим. Как тогда Оля выступила на первом своем отборе?

- Вошла в пятерку.

SunStroke Project

- Потом была группа SunStroke Project?

- Да, я долго с ними работал. Много лет работал и с Алексом Каланча. А сейчас основной артист, с кем я работаю, – это Лидия Исак. Фейсбук подсказал на днях, что уже 6 лет мы вместе.

- С точки зрения специфических условий - как этим в Молдове заниматься?

- Лучше этим в Молдове не заниматься! (смеется, – прим. авт.). У нас очень маленькая страна, маленький рынок, мало денег крутится в этом бизнесе, если говорить о продвижении артистов. Если ты этим не горишь, не болеешь, лучше не заниматься. Если любишь эту работу, нужно заниматься 24 часа в сутки, по-другому не получается.

Работал известный продюсер и с группой SunStroke Project.

Работал известный продюсер и с группой SunStroke Project.

Фото: Соцсети

- Я понимаю, несколько банальный, наверное, вопрос, но отчего, кроме, конечно, таланта артиста, зависит успешность продюсера?

- От многих факторов. От того, какие цели ставишь, составляешь ли ты единое целое с артистом, чтобы делать совместные проекты. Зависит и от характера артиста – насколько он боеспособен, харизматичен...

- А ты считаешь себя успешным продюсером?

- Не мне судить, но все артисты, с которыми я работал, стали известными, стали звездами. И я благодарен судьбе, что работал с ними.

- Насколько я понимаю, продюсер вкалывает, и пока артист не очень популярен, ты и денег приличных не зарабатываешь. Как только артист становится известным, то и продюсер уже может рассчитывать на хороший заработок... К чему я... Не обидно, когда от тебя уходят ставшие известными артисты?

- Об этом уже написаны сотни книг, статей, это преподают во всех образовательных учреждениях. Где речь идет о продюсировании, везде одно и то же: когда артист чувствует, что стал звездой и пришло время больших денег, «старый» продюсер ему уже не нужен. Или вообще не нужен продюсер.

- Разве это правильно?

- Почти всегда наступает момент, когда артист думает, что он уже все может делать сам. У некоторых это получается, у некоторых – нет. Кто-то уходит в неизвестность, кто-то становится суперзвездой. И никакие конт­ракты не удержат артиста, если он что-то хочет изменить.

- Но тебе не обидно?

- Нет. В одном случае я знал, когда артист уйдет. За несколько месяцев. Было и по-другому. Какие обиды? На кого или на что мне обижаться?!

Сколько стоит песня

- Насколько продюсер вмешивается в творческий процесс артиста?

- По-разному бывает. Есть артисты, которые сами пишут песни, многое могут сделать самостоятельно... Самая главная продюсерская задача в этом смысле – отсечь лишнее. Это касается всего – и аранжировки, и музыки, и стиля... У нас в Молдове артисты не могут позволить себе большой штат сотрудников. Поэтому продюсер – это и директор, и менеджер, и папа, и мама - все делаешь сам. Когда артист сам пишет музыку, все происходит гораздо увлекательнее. Он выражает свои эмоции, мысли, чувства. А если артист музыку не сочиняет, то задача – найти песни, которые бы ему подходили.

- А сколько стоит купить песню, я имею в виду для молдавского артиста?

- Цены сильно разнятся. И необязательно покупать. К каждому отбору на «Евровидение» приходит по 100 песен бесплатно, они заработают потом на авторских правах. А если хочешь купить коммерческую песню, то это может быть и 2 тысячи евро, и 10 тысяч евро. А может, и бесплатно. Затем те, кто песню написал, получают гонорары согласно авторским правам, а артисты – исполнительским правам. Есть два типа прав у нас – авторские и смежные. Первые – текст, музыка, аранжировка, вторые – исполнение, фонограмма.

- Знаешь, сколько ни разговариваю с молдавскими артистами, кроме исключительных случаев, основной заработок – свадьбы, корпоративы. А кто-то зарабатывает в интернете?

- Почему нет?! Сейчас этим весь мир занимается. Не факт, что зарабатывают миллионы. Но те, у кого много просмотров, прослушиваний, много скачиваний, стриминга, это когда можно слушать, но не скачивать, пусть это копейки, но это есть. И когда у тебя миллионы прослушиваний – это уже какие-то деньги. Думаю, у «санстроков» это были уже большие деньги, потому что у них было много прослушиваний и просмотров в интернете. У них были хорошие продажи в интернет-магазинах и через стриминг сервисы, особенно после «Евровидения». Надо правильно все организовать. Я знаю около 10 артистов в Молдове, которые продают свои песни в Интернете.

- А ты этим тоже занимаешься?

- Конечно, наши песни продаются. Последняя песня Лиды продается во всех музыкальных магазинах, их больше 20-ти – iTunes, GooglePlay, AppleMusic и так далее.

- Сколько примерно стоит скачать одну песню Лиды?

- На iTunes скачать песню – около доллара. Это, как правило, стандартная цена. Кто-то иногда ставит цену выше. Но в мире принят такой негласный стандарт – 99 центов.

- А чем-то Молдова в этом плане отличается? Вот, например, нам платежная система PayPal обходится дороже, чем, к примеру, в США...

-Да, есть такое. Основной видеохостинг youtube, на котором тоже можно зарабатывать деньги, у нас в Молдове не монетизируется. То есть нет возможности получать деньги за просмотры и рекламу. Приходится регистрировать каналы на youtube в других странах. Есть сложности, потому что страна маленькая и она не всегда интересна для больших компаний.

В настоящее время Сергей Орлов продвигает певицу Лидию Исак.

В настоящее время Сергей Орлов продвигает певицу Лидию Исак.

Фото: Соцсети

Лидия Исак

- Вернемся к свадьбам и кумэтриям. Это все-таки основной заработок молдавских артистов, насколько я поняла... Так?

- Смотря какие артисты. Например, Zdob si Zdub в Молдове в год дает концертов 5, все остальное зарабатывается ими за границей. Это касается не только их, но и DoReDos, SunStroke Project и Лидии Исак. Те артисты, у которых есть фанбаза за границей, совсем необязательно, что у них здесь, в Молдове, основной источник доходов от выступлений на корпоративах и свадьбах. Хотя свадьбы никто не отменял, они есть и от них никто не отказывается.

- То есть у Лидии Исак свадьбы и корпоративы – не основной источник заработка?

- Конечно, нет! Главный источник дохода - концертная деятельность. Опять-таки, не в Молдове.

- Знаешь, Лидия и перечисленные выше артисты, скорее, приятное исключение в Молдове, чем правило...

- Поэтому у нас немного другая музыка, другое отношение к нам за границей. Мы бываем и во Франции, и в Польше, и в Бельгии, и в Румынии.

- Как удается устраивать концерты за границей?

- Мы не делаем большие туры. Но вот на Новый год нас нашло агентство из Румынии, пригласило выступить, потому что Лиду видели на Cerbul de aur, Vocea Romaniei, нас там уже немного знают, есть какие-то контакты. И мы провели прекрасную новогоднюю ночь в Румынии, выступив перед небедствующей бухарестской интеллигенцией. При этом не гоняя по 5-6 местам, как у нас обычно бывает в Молдове, от Оргеева до Тирасполя, с непродолжительными заездами в Кишинев. Такое у нас было много лет.

- С Румынией понятно. А как удается устраивать концерты в других странах?

- Например, в Польше был большой концерт участников «Евровидения» разных лет. Все просто – они нам написали письмо, предложили контракт на выступление. Приехала на концерт мировая звезда Осеана, жила с нами в одной гостинице, мы с ней познакомились, пообщались, хорошо и весело провели время. Вот так примерно это происходит. Делать концерты за границей самостоятельно мы пока не хотим, это сложный бизнес. Лучше связываться с теми агентствами и компаниями, которые за границей этим занимаются. А уже моя задача – донести до этих агентств, что есть артист с определенной концертной программой.

- А гонорар за выступление – это секрет?

- Говорить о деньгах - это дурной тон, но сделаю исключение. За границей гонорар начинается от 1000 евро, если Лидия одна выступает. Если с группой, то это в два раза дороже.

«Лица друзей»

- Я слышала, что фестиваль «Лица друзей» возобновляется. Его же года 3-4 не было. Я до сих пор считаю, что это один из самых лучших музыкальных фестивалей в Молдове.

- Спасибо. Да, в этом году будет фестиваль «Лица друзей» – 14-15-16 июня. Уже работа идет, думаю, все будет отлично. В этом году впервые и примэрия Кагула изъявила желание принять участие в финансировании.

- Уже известно, кто из звезд выступит?

- Пока ведем переговоры с Осеаной, с группой Holograf, со Zdob si Zdub, которые у нас были много раз, но это было давно. В каждый день фестиваля будет выступать известный артист.

- А Ночь джаза?

- Конечно, без нее фестиваль трудно себе представить!

- Удачи!

- Спасибо!