Премия Рунета-2020
Красноярск
+12°
Boom metrics
Происшествия12 марта 2019 11:48

Эксперт о крушениях Boeing 737 в Эфиопии и Индонезии: «Пилотов будут обучать действиям в ситуациях, с которыми столкнулись экипажи погибших рейсов»

На следующий день после трагедии 10 марта 2019 года вышли обязательные инструкции 59-ти авиакомпаниям, использующим самолеты этого типа
Источник:kp.ru
Разбившийся самолет Боинг-737 MAX-800 авиакомпании Ethiopian Airlines.

Разбившийся самолет Боинг-737 MAX-800 авиакомпании Ethiopian Airlines.

Фото: REUTERS

Меньше, чем за полгода, две крупнейшие авиакатастрофы Boeing 737 MAX 8 унесли жизни 346 человек. И в Индонезии, и в Эфиопии крушения происходили по одному и тому же сценарию, в этом сходятся многие пилоты и эксперты. Новейшие борта рухнули через считанные минуты после набора высоты. Предварительно: у пилотов возникли проблемы с датчиками угла атаки. Те показывают, как сильно «задран» нос самолета. По одной из версий, ее озвучил накануне пилот с 25-летним стажем Кирилл Рычков (он работает, в том числе и в Аддис-Абебе, где разбился второй борт), людей могла погубить суперпродвинутая система управления, которой оснащены «восьмерки». Речь идет об MCAS, система расширения маневренных характеристик: она должна была помогать пилотам уходить от больших углов атаки. Но на деле вмешивается в управление (то есть опускает нос самолета) - независимо - в автопилоте или в ручном режиме управляется самолёт! В итоге он клюет носом вниз.

Признали, что крушения схожи

На второй день после гибели борта под Аддис-Абебой вышел документ «Уведомление о постоянной летной готовности» (дословный перевод). Расшифруем: заявляется, при условии выполнения этих процедур все самолеты годны к эксплуатации. Авиационные власти США выпустили его 11 марта. Он представляет собой циркуляр, предназначенный для всех, кто эксплуатирует «восьмерки» и «девятки» МАХ. Согласно опубликованному в нем списку, это 59 операторов, у которых 387 таких самолетов.

- Этот документ выпущен 11 марта, после событий в Эфиопии, - отмечает Кирилл Рычков. – Позиционируется он как циркуляр, значит, обязателен к исполнению. Речь в нем идет о том, чтобы продолжать эксплуатацию всего флота двух модификаций Boeing 737-8 и Boeing 737-9 (737 MAX). Как следует из текста, сразу после крушения в Аддис-Абебе, 10 марта, Федеральное авиационное управление (ФАУ) направило своих экспертов на помощь эфиопскому бюро расследования авиационных происшествий. Американские власти занимаются этим, потому что воздушное судно было произведено в Штатах. Обещают исследовать все данные и принять меры. И вместе с тем признают: между двумя катастрофами прослеживается отчетливое сходство. После крушения в Индонезии 29 октября 2018-го некоторые выводы уже сделаны, пишут они.

Вот этот документ. Фото: КП.

Вот этот документ. Фото: КП.

И вторая страница. Фото: КП.

И вторая страница. Фото: КП.

Инструкции – задним числом?

- Я предполагаю, упоминают о катастрофе в Индонезии уже постфактум, чтобы просто «сохранить лицо». Судя по документу, 7 ноября 2018 года была выдана некая аварийная директива. Также власти утверждают, что провели инженерные работы по проверке и обслуживанию датчиков угла атак, - то есть косвенным образом подтверждают, что дело в них?. Далее пишется: была выполнена соответствующая подготовка пилотов и экипажей. А именно – тренажеры, чеки, проверки – все, что положено. Отсюда вопрос: если так, почему катастрофа повторилась?

Третьим пунктом идет калибровка сенсоров углов атаки. Тех самых, о которых мы говорили раньше. И снова отчет – проверка была, алгоритм работы, связь с компьютером, который передает данные в систему управления, - все изучено.

Кирилл Рычков

Кирилл Рычков

Фото: Мария ЛЕНЦ

И последнее: они упоминают систему управления, MCAS. Заявляется, ее пересмотрели на предмет операционных характеристик. Заметьте: не отремонтировали, а только провели мониторинг.

Должны справиться своими силами

После отчета следуют предписания авиакомпаниям. А именно – не позднее апреля 2019 года они своими силами на местах должны все отладить. То есть, говоря языком пилотов, заграундить самолеты (приземлить), провести техническое обслуживание. Инженеры-авионики должны все проверить.

Конкретно: изменения характеристик, сигналы, поступающие от сенсоров угла атаки, командные лимиты. Последнее означает: если система говорит, что будет «клевать носом», надо изменить такие команды. Загрубить либо уменьшить, я так понимаю.

Кроме того, выдали рекомендации для экипажей. На предмет действий, которые они обязаны выполнять «наизусть» при возникновении нештатных ситуаций. То есть, не заглядывая в чек-лист (короткий список «быстрого доступа», определяющий последовательность обязательных действий пилота в каждый момент полета).

Касательно чек-листа, кстати, тоже есть директивы. Он имеется в кабине любого пилота. В него тоже предлагают внести изменения. На случай, если самолет неисправен или что-то вдруг не слушается. Тогда пилот сможет действовать - в соответствии с новым чек-листом.

На месте крушения самолета Boeing 737 Max 800 в Эфиопии.

На месте крушения самолета Boeing 737 Max 800 в Эфиопии.

Фото: REUTERS

Еще написано – нужно сделать правки в руководстве полетной эксплуатации. Для каждого пилота это как Библия, мы должны выполнять все, что там говорится. От каждой авиакомпании требуют внести еще более жесткие изменения в это руководство.

Данные директивы предназначены для владельцев двух модификаций Boeing. На ранних версиях такая система управления не стоит. Но в любом случае, это огромная работа.

Всех на тренажеры

- Грубо говоря, что будет дальше? Любой экипаж раз в 6 месяцев проходит тренажерную подготовку. И теперь инструкторы будут обучать, как действовать в ситуациях, с которыми столкнулись пилоты погибших рейсов. Вопрос один: почему это делается только после событий в Эфиопии? В сухом остатке: если бы подобный документ вышел после первой катастрофы, возможно, второй, возможно, удалось бы избежать...

КОНКРЕТНО

А вот дословный перевод «циркуляра»

Постоянное уведомление международного сообщества о летной годности

Кому: Органы Гражданской Авиации Дата: 11 Марта 2019 Года

От Федерального Авиационного Управления

Служба Сертификации Воздушных Судов

Отдел системного надзора, AIR-800

2200 South 216th Street

Des Moines, WA 98198

Тема: это сообщение содержит информацию о продолжающейся деятельности FAA по обеспечению безопасности полетов, связанной с

флот Boeing 737-8 и Boeing 737-9 (737 MAX).

Описание ситуации: после аварии самолета Boeing 737-8 эфиопской авиакомпании на

10 марта 2019 года, Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) в качестве аккредитованного представителя, и ФАУ в качестве технических консультантов оказывает поддержку эфиопскому Бюро по расследованию авиационных происшествий. ФАУ направлен личный состав для оказания поддержки следственным органам в установлении обстоятельств данного события.

Все данные будут тщательно изучены в ходе этого расследования, и FAA примет соответствующие меры, если данные указывают на необходимость этого.

Внешние отчеты рисуют сходство между этой аварией и авиакатастрофой Lion Air Flight 610 29 октября 2018 года. Тем не менее, это расследование только началось, и на сегодняшний день нам не были предоставлены данные делайте какие-то выводы или предпринимайте какие-то действия.

После авиакатастрофы Lion Air Flight 610 FAA завершила эти мероприятия в поддержку продолжения эксплуатационная безопасность флота:

- Выпущена директива FAA по аварийной летной годности (AD) 2018-23-51 от 7 ноября 2018 года

- Подтверждено, что обслуживание самолета и функциональная проверка инструкции по углу атаки (AOA) замена лопасти была адекватной

- Проведены имитационные сессии для проверки оперативных процедур, указанных в FAA AD 2018-23- Пятьдесят один

- Утвержденные процедуры калибровки лопастей AOA при стендовой проверке были адекватными

- Обзор производственных процессов Boeing, связанных с лопастями AOA и маневренными характеристиками

Система аугментации (MCAS)

Текущая надзорная деятельность FAA включает:

- Завершение Boeing усовершенствований системы управления полетом, которые обеспечивают снижение зависимости от

процедуры, связанные с необходимыми элементами пилотной памяти. FAA предвидит mandating эти

изменения дизайна по объявлению не позднее апреля 2019 года.

- Изменения в дизайне включают:

Усовершенствования активации MCAS

Улучшения сигнала MCAS AOA

Предел команды MCAS максимальный

- Планы Boeing по обновлению требований к обучению и руководств для летного экипажа, чтобы идти с MCAS изменение конструкции включает:

o руководство по полету самолета (AFM) и руководство по эксплуатации летного экипажа (FCOM)

Постоянное уведомление международного сообщества о летной годности

Страница 2

o быстрый справочник (QRH) - ноты в скорости отделка выполнена контрольный список

o руководство по техническому обслуживанию самолета (AMM)

руководство изоляции недостатка o взаимодействующее (iFIM)

o Boeing предложил обучающие воздействия уровня A

Самолет/двигатель марка, модель и серия: самолеты Boeing Company Model 737-8 и 737-9 (737 МАХ)

Зарегистрированный в США флот: 74 самолета; мировой флот: 387 самолетов

Операторы: 59 операторов по всему миру: 9 Air, Aerolineas Argentinas, Aeromexico, Air Canada, Air China, Воздух Фиджи, воздуха Италия С. П. А., американские авиакомпании Arkefly, британских авиалиниях АБ Кайман Эйруэйз, Китай

Восточные авиалинии, китайские Южные авиалинии, Комере, копа авиакомпании Corendon авиакомпаний, Eastar Jet, на ввод

Воздух Sp. З О. О., Эфиопские Авиалинии, Предприятий Фертитта, Инк., flydubai, Fuzhou Airlines Co. ООО, Гаруда

Индонезия, Гол Южноафриканской С. А. Площадки, Хайнаньские Авиалинии, Авиакомпания Icelandair, Джет Эруэйз, Реактивной Авиации Бизнес-Джетов,

АО авиакомпании СКАТ, Куньмин авиакомпании, Лев-Авиа", " Глобус, лот польские авиалинии, везет воздух,

Мавритания авиакомпаний, монгольской авиакомпании МИАТ, норвежский воздуха Международный ЛТ, норвежский воздуха Норвегия,

Норвежский воздух Шаттл, как, норвежских ВВС Швеции, ладно компанией хаво йуллари общества, Оман Эйр, Катар

Авиалинии, Ройал Эйр Марок, Авиакомпании Шаньдун, Шанхай Авиакомпании, Авиакомпании Шэньчжэнь, Авиакомпании, Smartwings,

Юго-Западный Airlines, Это Приложение, Просим Эйрлайнс Инк. Тайский Лев, туи авиакомпания Бельгии, туи дыхательных путей,

Турецкие авиалинии (thy), Юнайтед Эйрлайнс, авиакомпания, Сямынь Эйрлайнз.

Контакты FAA: Джеффри Дювен, директор отдела системного надзора

Телефон и факс: (206) 231-3200

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пилоты о катастрофе в Эфиопии: «Boeing 737 Max 8 могла погубить суперпродвинутая система управления»

«Комсомолка» поговорила с профессиональным пилотом Кириллом Рычковым, - он летает уже больше 25 лет, сначала в Красноярском крае, а сейчас на западе. Работает и хорошо знает ту местность, где произошла эфиопская катастрофа. Не претендуя, безусловно, на истину в последней инстанции, скорее в порядке рассуждений, но... (подробности)

"Рамки и границы мы рисуем себе сами": супруги из России, погибшие в авиакатастрофе в Эфиопии, буквально жили путешествиями

На борту лайнера авиакомпании Ethiopian Airlines - он разбился в Эфиопии утром 10 марта, находилась пара из города Таганрога Ростовской области. Знакомые Екатерины и Александра Поляковых до сих пор не могут поверить в случившееся. Известно, что супруги - одногодки, им по 28 лет. Вместе учились в институте на программистов в небольшом городке под Ростовом-на-Дону. Последние несколько лет жили в Москве. Знакомые говорят, что Катя работала в банке, Саша тоже в столице, но не по специальности. В этот раз они отправились в долгожданный отпуск. У них было море планов на жизнь (подробности).

На борту самолета, рухнувшего у столицы Эфиопии, был профессиональный тандем-инструктор из Твери

«Пока сердце сохраняет желания, ум сохраняет мечты»... Таков слоган тверского аэроклуба «Змеево». Однако, одно дело – мечтать, другое следовать своим мечтам. Именно таким был 33-летний Сергей Вяликов, давний член клуба, опытный парашютист, профессиональный тандем-инструктор (подробности).

Разбившийся в Эфиопии самолет отклонился от своего привычного курса перед крушением

Ранее в воскресенье стало известно о том, что лайнер Ethiopian Airlines рухнул в районе вулкана Бишофту (подробности)