Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды31 марта 2019 22:00

Гогольнаш

Наш обозреватель Денис Горелов - о сериале «Гоголь»
Александр Петров в роли Николая Васильевича Гоголя. Фото: Кадр из фильма

Александр Петров в роли Николая Васильевича Гоголя. Фото: Кадр из фильма

Быков однажды писал, что Украину придумал Гоголь, а до него никакой Украины и не было. Теперь та Украина смылась, оборотившись из нашей Баварии, где солнце, пиво, девки и коровий мык, в нашу Трансильванию, где жаркая луна, волчий вой, ведьмы на помеле и нет покоя русскому путешественнику. Эту Украину тоже придумал Гоголь, но мы на сходство не обращали внимания, думали: брехня, а вот теперь обратили.

Многое меняется на свете по воле рока и больших писателей.

Украина дня нам теперь стала без надобы. Вся эта довженкина симфония шляхов, подсолнухов, мазанок и яблонного цвета не скоро еще вдохновит русского читателя и кинозрителя - а оттого и писаниям взяться неоткуда. У всякого Тараса там свой Андрий, кузнец Вакула на коленях перед императрицей за-ради панской обутки выглядит плебеем, а Пацюк, которому в рот галушки скачут, в переводе с местного наречия означает крысу, что тоже звучит символично.

Гоголевская сатира тоже приувяла: неизбывная актуальность делает любые новые постановки «Ревизора» и «Мертвых душ» с толстыми намеками редкостной банальщиной. Помнится, «Забытая мелодия для флейты» начиналась как раз с закрытия «Ревизора», где Марья Антоновна садилась на шпагат, Бобчинский с Добчинским извивались в низкопоклонстве, а чиновник из Петербурга прибывал на членовозе. «Чтоб я никогда больше этого не видел», - говорил символ административного зла бюрократ Филимонов, и мы благодарны за это товарищу Филимонову. Кто-то же должен был остановить непотребство.

Так-то и вышло, что за душевнейшим из наших классиков осталась одна лишь ниша русского Эдгара По - что и увидел душевнейший из наших продюсеров Александр Цекало (родом, кстати, оттуда же). Украина ночи, жарких шепотов, басаврюков и свиномордий за пасхальным столом как-то вдруг пошла, указатели «Полтава» и «Миргород» заскрипели, а на луне вызрели родимые пятна, от веку тревожащие оборотней и серийных маньяков. В эту полную и дурманящую луну отлично вписался логотип канала-производителя ТВ-3, позиционирующегося как «первый мистический» и сочинившего сагу о том, как Гоголь бился с виями, мертвяками и заколдованным местом, где ничего не вытанцовывается, как ни пляши.

Оказалось, что скрипы, чащобы, сумрачных всадников и общий аромат «Сонной лощины» наш кинематограф освоил столь же исправно, как лубок, притчу и историческую фантасмагорию. Реализм, возможно, пока и не идет - зато все, что касается легенд и леденящих душу страшилок, снимается на самом высоком уровне. Художники и операторы от души плюсуют, напуская страхолюдного комикса, актерам одно удовольствие именно поиграть-зажечь, да и кому ж не в радость увидеть в одном кадре Цапника, Стычкина, Сытого и Меньшикова. Последний исполняет сыщика по особым поручениям г-на Гуро, со всем сопутствующим профессии демонизмом посвященного в то, что другим знать не положено. Олег Евгеньевич уже во множестве играл умудренного беса при неразумном инженю - и в «Утомленных солнцем», и в «Легенде 17», и в «Кавказском пленнике», - так что с превеликим кайфом составляет пару и навек пришибленному своим ясновидением классику. Лукавые глаза-бусинки на бледном казенном лице (а с возрастом в облике Меньшикова все больше официальности) выдают новую разновидность Порфирия Петровича - тем более что патлатый Гоголь - Петров с огоньком безумия и склонностью к падучей здорово смахивает на Раскольникова. Оба-два главных мистика русской словесности и хроникера инфернального Петербурга будто сливаются у режиссера Баранова и славной бригады его сценаристов.

Конечно, пригласить на роль интроверта Гоголя самого духарного лицедея современности Александра Петрова и не дать ему беситься, балаганить и бисировать, как всем остальным, было большим вызовом актерскому ремеслу. Однако ж среди всеобщего балагана должен же быть хоть один нормальный, очарованный странник в краю чертей и панночек - так пусть это будет Петров, у него все равно глаза дикие.

Из лучезарного баснеплета ранних лет Гоголь становится мнительным антропофобным затворником - как декан Свифт или Селинджер. Так ведь и в жизни так же было. У всякого карбованца, зеркала, национального характера две стороны, и познал Николай Васильевич обе, и предсказуемо приуныл.

С его подачи - знаем и мы.

Понедельник - четверг, 21.00,ТВ 3.

«Гоголь», 2019.

Реж. Егор Баранов.

«Гоголь»

2019.

Реж. Егор Баранов.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

«Гоголь-XXI век»: Как Гоголь сочинил Россию, а мы досочинили Гоголя

Евгения КОРОБКОВА

У Гоголя нет ни одного произведения, где бы не встречалось слова «сапоги». Да и в письмах, в какой бы загранице он не был, обязательно спросит у друзей, а какие в России носят сапоги. Наверное, это важно для будущих маркетологов (подробности)