Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды23 мая 2019 18:59

Французская оперная певица родом из Минска Ярослава Козина: К поступлению в Высшую лионскую консерваторию меня готовила Галина Вишневская

Впервые на сцене Большого театра выступит оперная дива из Франции Ярослава Козина. Уроженка Минска 24 мая споет партию Кармен
Ярослава пела многие известные партии на крупнейших сценах, но Кармен - одна из любимых. Фото: Denis706/Flickr, Архив Большого театра Беларуси flickr.com

Ярослава пела многие известные партии на крупнейших сценах, но Кармен - одна из любимых. Фото: Denis706/Flickr, Архив Большого театра Беларуси flickr.com

Она признается: была тронута возможностью выступить в родном городе. Но вот парадокс – о Ярославе почти нет информации ни в Беларуси, ни в русскоязычном пространстве. С чем связана такая аура таинственности, «Комсомолка» спросила у самой певицы после ее трехчасовой репетиции на сцене Большого.

ПЕРВОЙ ТАЛАНТ ЗАМЕТИЛА УЧЕНИЦА МАКСАКОВОЙ, А ПОМОГ – ХУДОЖНИК-ЭМИГРАНТ БОРИС ЗАБОРОВ

Да, чтобы найти информацию о Ярославе, надо покопаться в англо- и франкоязычных источниках. Хотя, казалось бы, имя этой минчанки на слуху в мире оперного искусства.

- Я не скрываюсь от земляков, вы что! Просто моя карьера сложилась на Западе – во Франции, Германии, Швейцарии. Се ля ви! Потому и в родном Минске бываю нечасто: работа такая – все время на чемоданах.

Детство Ярославы прошло в районе столичной улицы Сурганова. С музыкой ее связала профессия мамы – она журналистка, много лет занималась культурой. Лет с пяти девочка бывала на всех минских премьерах и больших спектаклях.

- Помню, как до дрожи меня впечатлил балет «Сотворение мира», поставленный Валентином Елизарьевым. Надеюсь, Валентин Николаевич восстановит этот балет. А во время этого приезда посмотрела «Ромео и Джульетту», восстановленную маэстро. У меня мурашки по коже от этого спектакля!

Имя и голос Ярославы хорошо знают в Европе. Фото: Архив Большого театра Беларуси

Имя и голос Ярославы хорошо знают в Европе. Фото: Архив Большого театра Беларуси

Бабушка Ярославы была музыкантом. Потому девочка пела уже с пяти лет, с ансамблем народной песни «Зорачка» объездила пол-СССР с педагогом по вокалу Аллой Новицкой. Директор 20-й школы Галина Крель, где училась Ярослава, заметила ее и посоветовала маме отвести дочь на прослушивание к педагогу-академисту. Козина вспоминает, что мама поначалу сомневалась: да, поет, голос красивый, но ее ли это дорога? Сомнения развеяла знаменитая Ираида Нагаева, ученица оперной легенды Марии Максаковой: сказала, что нужно работать - взялась ставить ей вокал.

А еще помог французский уклон родной школы. Ярослава вспоминает, как ее директор наладила обмены между Минском и Лионом. Так Козина получила совершенный французский (а сегодня оперная дива свободно говорит на 5 языках! – Ред.) и открыла для себя местную культуру. Правда, вспоминает Ярослава, за рубежом она постоянно пела русские романсы.

Во время одного из таких обменов через минских знакомых Ярослава с мамой знакомятся с известнейшим в Европе художником Борисом Заборовым – уроженцем Минска, эмигрировавшим в 1980-м из СССР во Францию.

- Узнав от мамы, что я собираюсь поступать в минскую консерваторию, он как-то невзначай заговорил о своей близкой знакомой и предложил прослушаться у нее. Оказалось, речь шла о знаменитой певице Галиной Вишневской, супруге великого Мстислава Ростроповича! Помню, что я была в шоке – сразу вспомнила Фросю Бурлакову из фильма «Приходите завтра», которая приехала покорять Москву с народными песнями - я по-прежнему исполняла их чаще всего. И в итоге ведь действительно пела «Ой, ты Волга-матушка» дома у Вишневской! Галина Павловна известна тем, что говорит все напрямую. И она меня… похвалила, сказала много теплых слов, которых я не ждала от примадонны. А потом согласилась со мной заниматься. Вишневская и подготовила меня к прослушиванию в Лионскую консерваторию – и меня взяли. Все сложилось, как домино. Я и мечтать о подобном шансе не могла, но и не упустила его.

Одним из ярких образов в творческой биографии Ярославы Козиной стала Дульсинея. Фото: hiveminer.com/User/BLIKCHRISTOPHE

Одним из ярких образов в творческой биографии Ярославы Козиной стала Дульсинея. Фото: hiveminer.com/User/BLIKCHRISTOPHE

ОБОШЛА СОТНЮ ПЕВЦОВ, ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В СТРАСБУРГСКУЮ ОПЕРУ

Сразу после консерватории Ярослава поступает в молодежную оперную студию при Страсбургской опере. Это была полноценная театральная структура: начинающие артисты тут готовили роли, выступали на большой сцене, получали зарплату. Чтобы попасть в студию, Ярослава и 11 ее коллег обошли сотни конкурентов со всего мира.

- Первой моей партией на большой сцене стал Гензель в «Гензеле и Греттель» Хумпердинка. Это очень красивая опера для детей, они ее прекрасно воспринимают благодаря пряничной атмосфере на сцене – чудо! – делится Ярослава Козина. – Правда, я мечтала петь Колдунью, но постановщики выбрали версию, где эта партия поется не меццо-сопрано, а тенором – чтобы звучало попротивнее (смеется).

С 2004 по 2008 год Ярослава пела в Бременской опере. На ее счету выступления с оперными ариями, ораториями и концертами на известных сценах в Бордо, Мадриде, Ницце, Берлине, Франкфурте, Мюнхене, Гамбурге, Лионе, Париже. А в 2007-м журнал Opern Welt назвал певицу «молодым талантом года». Эксперты отметили бархатный тембр ее голоса, актерские данные, темперамент и очарование. Тогда же Козина получает стипендию «Молодой вагнеровской певицы».

- Но все премии и названия сцен - для собственной гордости разве что. Надо всегда петь так, словно ты на сцене миланского Ла-Скала. И чтобы была возможность расти в профессии. А еще важно радоваться, когда поешь, доносишь то, что заложено в гениальных произведениях, которые порой идут под 200 лет и к которым мне выпал шанс притронуться, - говорит Ярослава.

Западная опера у нас часто ассоциируется с проектными постановками – на три, пять, десять показов. Но Ярослава Козина приводит в пример Германию, где оперный театр тоже чаще репертуарный, как и в Беларуси:

- Это постоянно держит в тонусе: тебе надо держать в уме, что спустя несколько дней ты будешь петь другую партию - бери и перестраивайся. Репертуарный театр – это, скажем так, высшая акробатика. За это я его и ценю. С проектами, конечно, проще – ты десять дней исполняешь одну партию, срастаешься с ней. Но с некоторыми ролями потом больно прощаться. Так было, скажем, с обожаемой мной партией Амнерис из «Аиды» Верди – она потрясающая и для голоса, и для развития персонажа.

Партнером Козиной по "Кармен" на минской сцене станет Франческо Медда - он исполнит партию Хозе. Фото: Архив Большого театра Беларуси

Партнером Козиной по "Кармен" на минской сцене станет Франческо Медда - он исполнит партию Хозе. Фото: Архив Большого театра Беларуси

«СТАВ ТЕАТРАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРОМ, НЕ РЕШАЮ ВОПРОСЫ КРИКОМ»

Кроме постоянных разъездов с гастролями Ярослава Козина теперь еще и театральный менеджер. В парижской ассоциации «Арт-Европа», с которой она сотрудничает в этом качестве, поставили задачу доносить оперу для молодой публики и неофитов, которые пока не готовы идти в стены оперного театра.

- В таких программах представляем ключевые партии из известных опер, популярные лейтмотивы, а между ними рассказываем публике, о чем идет речь в произведении. Сейчас ведь частенько не сходится то, что показывают на сцене в современной опере, с ожиданиями публики - не секрет, что люди хотят видеть в опере что-то красивое и понятное. Кстати, билеты на эти представления стоят всего 5-7 евро, для безработных и инвалидов – и вовсе бесплатно. Проект некоммерческий, порой в него приходится инвестировать из своих денег.

Менеджерская деятельность закалила характер, ведь все оргвопросы нужно контролировать параллельно с пением. Правда, Ярослава говорит об этом так: «У меня голос, мне лишние слова не нужны – мне надо петь. Проблемы криком я не решаю». А еще один проект, которым теперь занимается Ярослава, - это академия бельканто, куда Козина приглашает и белорусов. Певица хочет восстановить традицию, ведь сегодня многие молодые певцы попросту не представляют, что слышали вокруг себя композиторы-классики, на основе чего строилось их понимание звука.

- Скажем, еще лет 150 назад главными звуками в городе был цокот конских копыт и церковные колокола. Сейчас они совсем другие. Знаете, почему молодым стоит слушать записи певцов 1930-х? Потому что педагоги этих вокалистов знали Верди и Вагнера, закладывали в них те самые оттенки и смыслы, как и композиторы-классики, - уверена Ярослава.

Хотя эксперименты Ярославе по душе. «Но если все остается в рамках музыкального качества и партитуры», - сразу оговаривается она. Скажем, один из таких проектов – «Роковая женщина» в Эстонии, где оркестр заменили квартетом саксофонистов, а сама певица исполняла сразу три роли. Ярославе пришлось то словно гипнотизировать зрителя (Далила), то загораться вместе со свободолюбивой Кармен, то стать реалистичной Дульсинеей.

А уже 21 июня Козина будет петь в парижском дворце Гран Поле в рамках выставки русского искусства первой половины ХХ века. Исполнит произведения Шостаковича, Каобалевского и Прокофьева. Кстати, все нужные ноты мама Козиной отсканировала в минской библиотеке – во Франции их днем с огнем не сыскать.

- Меня радует, что музыканты сегодня работают и в качестве своего рода дипломатов. И нет разницы, откуда родом та или иная музыка, конкретный артист, - говорит певица.

СПРАВКА «КП»

Ярослава КОЗИНА родилась в Минске, окончила Национальную высшую консерваторию в Лионе и оперную студию при Страсбургской опере. Выступала в опере Бремена, на сценах Франции, Испании, Германии, Швейцарии. В 2007-м награждена званием «молодой талант года» и стипендией «Молодой вагнеровской певицы». Пела партии Федерики в «Луизе Миллер» Верди, Ромео в опере «Капулети и Монтекки», Сантуццы в «Сельской чести» Масканьи, Россвейсу в «Валькирии» Вагнера, Изабеллу в «Итальянке в Алжире» Россини, Леонору в «Фаворитке» Доницетти и, конечно, Кармен в одноименном произведении Бизе.